История возникновения профессии учитель

История возникновения профессии учитель

Для каждого из нас важны знания и умения, вложенные педагогами на определенном этапе становления. Во многом от опыта и профессиональных качеств специалиста зависит дальнейшая судьба человека и развитие его мастерства. Ознакомимся с историей возникновения профессии учитель и ее ролью в нашей жизни.

Происхождение профессии

Появление педагогики как науки неслучайно. Ее первые принципы были заложены еще в первобытные времена. Для той эпохи было характерно отсутствие распределения обязанностей. Над добычей питания трудились все жители племени вне зависимости от возраста. Но полноценная организация трудового процесса была невозможна без передачи навыков из поколения к поколению.

С малых лет детям повествовали о способах добычи и собирательства, помогали осваивать необходимые навыки и умения. С появлением и усовершенствованием средств труда стало возможным освободить стариков от их обязанностей, доверив им хранение очага и уход за детьми.

С этого и началось становление профессии как таковой. Первыми педагогами были старейшины. Они подготавливали подрастающее поколение к переходу во взрослую жизнь. Вместе с тем, как развивалось общество и росло сознание народа, на плечи воспитателей легло религиозное и нравственное воспитание молодежи. С опытом пришла мысль собирать детей группами с целью проведения образовательных бесед.

В истории зафиксировано становление первой школы в Древней Греции, которая была организована знаменитым ученым Пифагором. По инициативе основателя детям стали доступны к обучению:

  • спортивные дисциплины;
  • музыка;
  • медицина;
  • различные науки.

В дальнейшем школы как образовательные заведения начали появляться по всей территории страны. Так зародилась важнейшая наука педагогика и возникла профессия учитель.

Поэтапное становление

Цель современной педагогики – создать надлежащие условия для гармоничного развития человека. Труд учителя титанический.

Как показала практика, проведение образовательных бесед можно поручить исключительно знающему человеку, умеющему доходчиво объяснить определенную тему. Со времен античности люди стали понимать необходимость перехода педагогической деятельности на профессиональный уровень, но воплотить в жизнь идею получилось спустя несколько столетий.

Рассмотрим стадии развития науки:

Допрофессиональная. Относится к раннему этапу развития общества. В обязанности учителя входило обучение детей ремеслу, земледелию, собирательству, основам использования лунного календаря. Рост популярности религиозных наук спровоцировал передачу функций воспитателей жрецам и заклинателям, знахарям, шаманам.

Вместе с тем как развивалось общество, профессию начали осваивать специально обученные люди, принявшие решение посвятить свою жизнь данному роду деятельности.

Условно-профессиональная. С появлением частной собственности возникла потребность возникновения семейного воспитания. Учителями были рабы или наемные воспитатели. В этот период активно развивалась письменность, улучшались методы сбережения и передачи опыта.

Педагогика стала словесно-знаковой наукой. Получать знания стало возможным в специально отведенном заведении. На период существования рабства должность учителя уже относили к самостоятельному роду деятельности.

В Средневековье западное и центрально-европейское общество перестало следовать социальным принципам, актуальным в античности, и перешло на христианское обучение. Вследствие передачи педагогических функций неопытным монахам уровень образования снизился. Уроков в те времена не существовало, процесс обучения подразумевал изучение слогов, счета и тому подобного одновременно.

После признания несовершенства системы общество пришло к осознанию потребности возникновения цеховых школ. Открытие первых университетов произошло в XVII-XVIII веках. В результате дефицита представителей данной профессии в школе появилась классно-урочная система, в ВУЗе – лекционно-семинарская. Благодаря новшествам, качество обучения улучшилось.

Профессиональная. С развитием общества произошло расширение функций учителей. Выделились отдельные педагогические специальности. В эпоху Просвещения появились учебные заведения по подготовке представителей данной профессии.

Современная. Педагог, получивший соответствующее образование, может работать в школе, ВУЗе, учреждениях переподготовки специалистов.

Педагогическая деятельность направлена на всестороннее развитие личности, ее адаптацию к существованию в социуме и освоение различных профессий.

Задачи педагога

В педагогику идут люди, как правило, по призванию. На представителя сферы образования возлагаются следующие функции:

  • воспитательная;
  • обучающая;
  • коммуникативная;
  • организаторская;
  • коррекционная.

В истории известны педагоги, благодаря труду которых развитие данной профессии шагнуло далеко вперед: Я. Коменский, Я. Корчак, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.

В АНО ДПО «Институт современного образования» большой выбор дистанционных курсов для педагогов и учителей, ознакомиться с которыми можно на сайте.

Online-kursy.top