Что такое инклюзивное образование?

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование – востребованная модель реализации услуги для людей с ограниченными возможностями. Она предполагает организацию учебного процесса по такой схеме, при которой дети с любыми психическими, интеллектуальными, физическими и прочими данными проходят обучение со сверстниками без особенностей развития по месту жительства. Цель инклюзивного образования заключается в предоставлении особенным детям доступа к общей системе образования. Это поможет преодолеть психологические, физиологические барьеры на пути приобщения ребенка к социуму, повысить эффективность адаптации и интеграции. О принципах инклюзивного образования и особенностях реализации таких программ читайте в обзоре.

Основные задачи системы

Инклюзивное образование – это возможность для гибкой, плавной адаптации детей с особыми потребностями. Задачи реализации:

  • сформировать образовательной среды адаптивного типа;
  • предусмотреть индивидуальный подход к ребенку с особенностями развития;
  • выстраивать обучающую систему особым образом, с выделением методов, приемов, средств, задач для достижения поставленных образовательных целей (они при нормотипичности достигаются традиционными способами, но в случае с ОВЗ нужен специальный подход);
  • интегрировать процесс по освоению навыков, знаний процессов развития, жизненных компетенций, социального опыта;
  • разработать особые программы и методические комплексы;
  • создать необходимых условий для педагогического и психологического процесса интеграции.

Также суть инклюзивного образования предполагает тесное взаимодействие специалистов всех популярных профилей, родителей, координацию действий. Если все правильно организовать, должно сформироваться толерантное отношение к детям с различными физическими и психоэмоциональными, интеллектуальными нарушениями.

Необходимо повышать профессиональные компетенции педагогов, поскольку классов, групп с детьми ОВЗ становится все больше. Хорошие программы для переподготовки, повышения квалификации предлагает АНО ДПО «Институт современного образования».

Принципы и типы реализации

Реализация инклюзивного образования предполагает следование принципам поддержки самостоятельности, активного ребенка, применения индивидуального подхода в обучении каждой личности. Все участники должны быть активно вовлеченными в процесс. Важно интегрировать принципы вариативности при организации процесса обучения, междисциплинарного подхода, партнерского взаимодействия с семьей, динамического развития образовательных моделей. Тут же вспоминаем про основные цели инклюзивного образования – создание необходимых условий для получения знаний детьми с особенностями. Пока что в этой сфере есть проблемы, и они требуют решения.

Условия инклюзивного образования детей, установленные на законодательном уровне, должны строго соблюдаться. Они могут незначительно различаться с учетом степени включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Доступные форматы инклюзивного обучения:

  • полный;
  • частичный;
  • точечный.

Точечная инклюзия предполагает кратковременное участие в играх, прогулках, мероприятиях. Частичная направлена на включение деток с особенностями в режим неполной недели либо половины дня. Полная инклюзия предполагает постоянное посещение ребенком группы или класса. Он может делать это самостоятельно или в сопровождении взрослого – все зависит от состояния здоровья.

Реализация образовательного процесса

Перспективные возможности инклюзивного образования постоянно обсуждаются на законодательном уровне, формируются стратегии по достижению поставленных целей. Для реализации необходимых условий инклюзивного образования диагностируют особенности развития детей конкретной группы. Проводятся беседы, анкетирование, педагоги наблюдают за поведением членов группы.

После производится междисциплинарный контроль, составляется индивидуальный образовательный маршрут, формируется план действий. Процесс планируется с учетом индивидуальных особенностей детей в группе. Обязательно формируется общность детей и взрослых, развиваются навыки, умения по установлению и поддержанию отношений, культуре общения, коммуникации.

К инклюзивным образовательным мероприятиям относят активную деятельность детей в рамках организованной группы или индивидуальные встречи со специалистами. Детсадовцы, школьники с ОВЗ могут оставаться в своей возрастной группе для прохождения фронтальных занятий, дневного сна, приемов пищи. Инклюзивная практика в конкретном образовательном учреждении считается успешно реализованной, если все дети включены в активный образовательный процесс. Технологии инклюзивного образования улучшают результаты реализации процесса, делают образование комфортным для всех участников. Их перечень постоянно дорабатывается и расширяется. Инклюзивное образование в России становится все более популярным, поэтому обучаться по направлению для преподавателей перспективно.