Воспитателю

Какие личные и профессиональные качества нужны для специальности «Воспитатель ДОУ»

Какие личные и профессиональные качества нужны для специальности «Воспитатель ДОУ»

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно! Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Каким должен быть современный воспитатель?

Современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. 

Сегодня требования к воспитателю, которые предъявляются как родителями воспитанников, так и директорами.

1. Хорошее образование. Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.

Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже. Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.

Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства. Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

2. Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать.

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

3. Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам.

Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

4. Грамотная речь педагога. В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

5. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках. Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

6. Специальные знания, умения и навыки, необходимые воспитателю.

Что следует знать и уметь? В ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста. Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины. Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам. Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Карьерный рост воспитателя детского сада

Карьерный рост воспитателя детского сада минимален: многие педагоги работают в этой должности до ухода на пенсию. При желании, активной деятельности и постоянном повышении уровня знаний можно получить должность методиста или заведующей дошкольным учреждением.

Необходимое образование

Для работы в детском саду может быть достаточно среднего профессионального образования. Его можно получить после 9 или 11 класса. Тем, кто планирует не только заниматься с детьми, но и готовить методические пособия, планы, разрабатывать авторские программы, расти по карьерной лестнице, уже нужен диплом бакалавра или магистра по педагогике или получить профессиональную подготовку в АНО ДПО «Институт современного образования». Это дешевле, чем учеба на очном отделении. Удобный вариант для тех, кто хочет переучиться или совмещать работу с учебой. Воспитатели с педагогическим профилем могут выбрать для себя курсы повышения квалификации.

Какие предметы нужно освоить, чтобы стать воспитателем?

В рамках общего и полного курса переподготовки будущий педагог должен освоить и сдать экзамены по следующим дисциплинам:

  • Общие основы педагогики
  • Теория и методика воспитания
  • Психология развития ребенка
  • Основы специальной педагогики (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Где может работать воспитатель?

Воспитатели востребованы в государственных и частных детских садах, общеобразовательных и специальных школах, в лагерях. Педагог найдет место в любом учреждении общего и дополнительного образования, досуговом центре. Нередко специалист требуется в коррекционных школах и классах.