Зеркальное письмо и путаница букв: что нужно знать о дисграфии родителям и педагогам
Первое о чем можно подумать, увидев ошибки в словах, что ребенок не усвоил материал в школе или просто был невнимателен при написании предложений. Но на самом деле причиной может быть дисграфия, которая является распространенным нарушением письменной речи.
Обычно ее диагностируют детям младшего школьного возраста, но она также может встречаться и у взрослых людей. Как выстраивать учебный процесс, если у ребенка дисграфия и что делать родителям, разберем далее.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, которые участвуют в процессе письма. Проще говоря, это трудности в освоении письма, которые не связаны с низким интеллектом, проблемами со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в разном возрасте и в разных формах, но всегда требует коррекционной работы.
Кроме этого, к признакам, говорящим о возможной дисграфии, относят:
-
сложности визуального восприятия и понимания букв;
-
проблемы с памятью;
-
неаккуратный почерк, являющийся следствием плохо развитой мелкой моторики;
-
медленное письмо;
-
потребность в большом колличесте времени для написание чего-либо.
Почему возникает дисграфия?
Причины дисграфии кроются в особенностях работы мозга. У детей с дисграфией могут быть нарушены:
-
Фонематический слух. Способность различать звуки речи;
-
Зрительно-пространственные представления. Способность ориентироваться в пространстве и воспринимать форму предметов;
-
Языковой анализ и синтез. Способность анализировать звуковой состав слова и преобразовывать его в буквы;
-
Зрительная память. Способность запоминать зрительные образы букв;
-
Моторная координация. Точные движения руки, необходимые для письма.
Также можно выделить и другие возможные причины дисграфии. Например, нейропсихологические расстройства, черепно-мозговой травмы, эмоционально-волевые нарушения и генетическая предрасположенность.
Как проявляется дисграфия?
Дисграфия может проявляться по-разному, в зависимости от того, какая психическая функция нарушена:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ошибки в написании, связанные с неправильным произношением звуков, например, ребенок шепелявит и пишет "сапка" вместо "шапка";
-
Акустическая дисграфия. Трудности в различении похожих звуков на слух, например, путает звонкие и глухие согласные;
- Дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Трудности в делении слова на слоги, определении количества и последовательности звуков в слове. Например, пропускает или добавляет лишние буквы, переставляет их местами;
-
Аграмматическая дисграфия. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, например, неправильное согласование слов, неправильное употребление падежей;
-
Оптическая дисграфия. Зрительное искажение букв - зеркальное письмо, недописывание элементов букв, замена похожих букв, например "б" и "д", "п" и "т".
Что делать родителям?
Если вы заметили у ребенка признаки дисграфии, важно:
1. Обратиться к специалисту. Логопед, нейропсихолог или дефектолог проведут диагностику, проверив речевого развитие, письменные умения, моторные навыки и общее психоэмоциональное состояние, и определят, есть ли у ребенка дисграфия и какого она вида.
2. Начать коррекционную работу. Специалист разработает программу занятий, направленную на развитие нарушенных психических функций.
3. Создать благоприятные условия.
Поддерживайте ребенка, хвалите его за успехи и не ругайте за ошибки. Будьте терпеливы, коррекционная работа требует времени и усилий.
Занимаясь с ребенком дома, используйте интересные задания и игровые формы работы.
Упражнения для самостоятельной работы
-
Развитие фонематического слуха. Игры "Угадай звук", "Найди слово на заданный звук", "Раздели слово на слоги";
-
Развитие зрительно-пространственных представлений. Рисование по клеточкам, конструирование из деталей, лепка, игры с пазлами;
-
Развитие языкового анализа и синтеза. Составление слов из букв, чтение слогов и слов, деление предложений на слова;
-
Развитие моторики Пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, письмо в воздухе, обводка контуров.
Как вести себя учителю?
Педагогу важно понимать особенности ребенка и помочь ему в процессе получения знания. Начать нужно с адаптации учебного процесса.
Предоставляйте больше времени на выполнение письменных заданий. Детям с дисграфией требуется больше времени на написание текста, поэтому предоставьте им дополнительное время на контрольных работах, диктантах и других письменных заданиях.
Разрешите использовать черновик и оценивайте содержание, а не только грамотность:
Предлагайте устные ответы, проекты, презентации или другие формы работы, которые позволяют ребенку продемонстрировать свои знания без акцента на письменные навыки.
По возможности, давайте ребенку распечатанные материалы вместо рукописных, так как ему может быть трудно читать чужой почерк.
Разрешите ребенку использовать орфографический словарь, онлайн-программы проверки правописания или другие инструменты, которые помогут ему справиться с трудностями.
Акцентируйте внимание на успехах, даже если они кажутся незначительными.
Повторяйте правила орфографии и грамматики несколько раз и подключайте различные органы чувств к процессу обучения. Например, письмо в воздухе, лепка букв из пластилина, использование тактильных карточек).
И, конечно же важна общая атмосфера в классе. Важно, чтобы ребенок с дисграфией чувствовал себя принятым и поддерживаемым в классе.
Дисграфия - не приговор, а особенность, которую можно успешно скорректировать при своевременной диагностике и правильно организованной коррекционной работе.