STEM и STEAM-образование: чем отличаются и кому подходят?
Восприятие информации у современных школьников изменилось, традиционные методы образования постепенно уступают место новым, учитывающим тенденции и запросы сегодняшнего дня.
На слуху все чаще появляются аббревиатуры STEM и STEAM - образовательные подходы, отвечающие образовательным запросам XXI века. Но что они означают, чем отличаются и какой подход лучше всего подойдет вашему ребенку? Давайте разбираться!
Что такое STEM-образование: что это?
STEM - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика). И поэтому данный подход означает объединение этих четырех областей в одну систему. Основная идея STEM состоит в том, чтобы научить детей не просто заучивать факты, а применять полученные знания на практике, применять полученные знаний в реальной жизни и создавать что-то новое.
Ключевые принципы STEM-образования:
-
Практическое применение знаний. Обучение происходит через проекты, эксперименты и решение задач;
-
Междисциплинарность. Интеграция различных областей знаний для решения комплексных задач;
-
Развитие критического мышления. Умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения;
-
Командная работа. Умение сотрудничать, общаться и работать в команде для достижения общей цели;
-
Проблемно-ориентированное обучение. Обучение через решение задач и проблем реального мира.
В России STEM-образование активно развивается последние несколько лет. Начали появляться специальные инженерно-технические центры, специальные классы в школах с необходимым оборудованием.
Несмотря на то, что сам подход помогает заинтересовать детей наукой, все же есть недочеты в его реализации. Например, не все учителя начальной школы компетентны в преподавании математики и естественных наук, поэтому страдает уровень знаний у детей. Из-за того что это относительно новый подход, не все учителя могут его встроить в учебный процесс, отчего страдает усвояемость информации учеников.
К тому же нет общих требований, стандартов и форм аттестации для STEM-образования. Поэтому педагоги прибегают к классическим принципам оценивания.
Что такое STEAM-образование?
STEAM-образование - это расширенная версия STEM, которая добавляет в образовательный процесс Arts (искусство). STEAM - подход в образовании, который уделяет внимание искусству и креативности.
STEAM может включать в себя визуальные искусства, музыку, театр, дизайн и другие творческие дисциплины.
Ключевые принципы STEAM-образования:
Помимо принципов STEM-образования, еще прибавляются:
-
Интеграция искусства. Использование искусства для развития креативности, воображения и инновационного мышления;
- Междисциплинарная связь искусства с другими науками. Применение искусства для лучшего понимания и освоения научных, технологических, инженерных и математических концепций;
-
Развитие творческого мышления. Поощрение нестандартных решений и креативного подхода к решению проблем.
В чем разница между STEM и STEAM?
Основное отличие заключается в том, что STEM фокусируется на науке, технологиях, инженерии и математике, а STEAM добавляет в этот список искусство.
Поэтому, при выборе подхода нужно ориентироваться на интересы ребенка. Если ему нравится технические предметы, он заинтересован в выборе будущей профессии в сфере технологий инженерии и подобном, то больше подойдет STEM.
Если же его также интересуют разные виды искусства, то STEAM-образование будет для него идеальным вариантом.
Примеры STEM и STEAM
STEM
-
Создание робота, который выполняет определенную задачу;
-
Проектирование моста, выдерживающего какую-то нагрузку;
-
Разработка компьютерной программы;
-
Проведение научных экспериментов.
STEAM
-
Создание анимационного фильма, объясняющего научную концепцию;
-
Проектирование здания, сочетающего в себе инженерные решения и архитектурный дизайн;
-
Разработка интерактивной инсталляции, использующей технологии и искусство для передачи сообщения;
-
Написание музыки, вдохновленной математическими принципами.
STEM и STEAM в дошкольном образовании
Оба подхода, адаптированные под возраст, начинают внедряться и в дошкольное образование. В детских садах используют игровые методики с экспериментами, конструированием и исследованиями. Это помогает малышам изучать как окружающий мир, так и науку.
STEM-образование детей дошкольного возраста
STEM-образование в дошкольном возрасте не подразумевает углубленное изучение сложных формул и теорий. Здесь акцент делается на развитии базовых навыков и интереса к окружающему миру через игру. Например:
Science (Наука)
-
Наблюдение за природой, эксперименты с водой, песком, землей;
-
Изучение свойств магнитов, создание вулкана из соды и уксуса, выращивание растений;
-
Обсуждение природных явлений: Почему идет дождь? Откуда берется ветер? Как растут деревья?
Technology (Технологии)
-
Использование лупы, микроскопа, фотоаппарата;
-
Постройка башен, домиков, машин из кубиков, Lego и других конструкторов;
-
Использование интерактивных игр и приложений: Обучающие игры на планшете или компьютере (с ограничением по времени).
Engineering (Инженерия)
-
Решение практических задач: Как построить самый высокий дом из кубиков? Как сделать кораблик, который не тонет?
-
Постройка мостов из палочек, создание катапульты из подручных материалов;
-
Игры с блоками, головоломки, конструирование по схемам.
Mathematics (Математика)
-
Изучение чисел и счета;
-
Знакомство с геометрическими фигурами;
-
Сравнение размеров и количества;
-
Решение простых математических задач в игровой форме.
STEAM-образование в дошкольном образовании
STEAM расширяет STEM, добавляя элементы искусства. Это помогает детям развивать воображение, нестандартное мышление.
Arts (Искусство)
-
Рисование, лепка, аппликация;
-
Музыка и танцы. Развитие чувства ритма, координации движений и эмоционального интеллекта;
-
Театрализованные представления;
-
Создание красивых вещей из подручных материалов.
Преимущества STEM и STEAM в дошкольном образовании
-
Развитие критического мышления и навыков решения проблем. Дети учатся анализировать информацию, делать выводы и находить решения;
-
Развитие воображения. Дошкольники учатся мыслить нестандартно и выражать свои мысли и чувства через творчество;
-
Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде. Дети учатся сотрудничать, общаться;
-
Формирование интереса к науке, технологиям, инженерии, искусству и математике. У воспитанников закрепляется ассоциация, что учеба может быть интересной и увлекательной;
-
Подготовка к школе и дальнейшей жизни. Дети приобретают навыки и знания, которые будут полезны им в дальнейшем обучении.
STEM и STEAM-образование – это эффективные подходы к обучению, которые помогают детям развивать критическое и творческое мышление и решать реальные задачи.