Педагогу
14.04.2025

STEM и STEAM-образование: чем отличаются и кому подходят?

STEM и STEAM-образование: чем отличаются и кому подходят?

Восприятие информации у современных школьников изменилось, традиционные методы образования постепенно уступают место новым, учитывающим тенденции и запросы сегодняшнего дня. 

На слуху все чаще появляются аббревиатуры STEM и STEAM - образовательные подходы, отвечающие образовательным запросам XXI века. Но что они означают, чем отличаются и какой подход лучше всего подойдет вашему ребенку? Давайте разбираться!

Что такое STEM-образование: что это?

STEM - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика).  И поэтому данный подход означает объединение этих четырех областей в одну систему. Основная идея STEM состоит в том, чтобы научить детей не просто заучивать факты, а применять полученные знания на практике, применять полученные знаний в реальной жизни и создавать что-то новое.

Ключевые принципы STEM-образования:

  • Практическое применение знаний. Обучение происходит через проекты, эксперименты и решение задач;

  • Междисциплинарность. Интеграция различных областей знаний для решения комплексных задач;

  • Развитие критического мышления. Умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения;

  • Командная работа. Умение сотрудничать, общаться и работать в команде для достижения общей цели;

  • Проблемно-ориентированное обучение. Обучение через решение задач и проблем реального мира.

В России STEM-образование активно развивается последние несколько лет. Начали появляться специальные инженерно-технические центры, специальные классы в школах с необходимым оборудованием.

Несмотря на то, что сам подход помогает заинтересовать детей наукой, все же есть недочеты в его реализации. Например, не все учителя начальной школы компетентны в преподавании математики и естественных наук, поэтому страдает уровень знаний у детей. Из-за того что это относительно новый подход, не все учителя могут его встроить в учебный процесс, отчего страдает усвояемость информации учеников.

К тому же нет общих требований, стандартов и форм аттестации для STEM-образования. Поэтому педагоги прибегают к классическим принципам оценивания.

Что такое STEAM-образование?

STEAM-образование - это расширенная версия STEM, которая добавляет в образовательный процесс Arts (искусство).  STEAM - подход в образовании, который уделяет внимание искусству и креативности. 

STEAM может включать в себя визуальные искусства, музыку, театр, дизайн и другие творческие дисциплины.

Ключевые принципы STEAM-образования:

Помимо принципов STEM-образования, еще прибавляются: 

  • Интеграция искусства. Использование искусства для развития креативности, воображения и инновационного мышления;

  •  Междисциплинарная связь искусства с другими науками. Применение искусства для лучшего понимания и освоения научных, технологических, инженерных и математических концепций;

  • Развитие творческого мышления. Поощрение нестандартных решений и креативного подхода к решению проблем.

В чем разница между STEM и STEAM?

Основное отличие заключается в том, что STEM фокусируется на науке, технологиях, инженерии и математике, а STEAM добавляет в этот список искусство. 

Поэтому, при выборе подхода нужно ориентироваться на интересы ребенка. Если ему нравится технические предметы, он заинтересован в выборе будущей профессии в сфере технологий инженерии и подобном, то больше подойдет STEM.

Если же его также интересуют разные виды искусства, то STEAM-образование будет для него идеальным вариантом.

Примеры STEM и STEAM

STEM

  • Создание робота, который выполняет определенную задачу;

  • Проектирование моста, выдерживающего какую-то нагрузку;

  • Разработка компьютерной программы;

  • Проведение научных экспериментов.

STEAM

  • Создание анимационного фильма, объясняющего научную концепцию;

  • Проектирование здания, сочетающего в себе инженерные решения и архитектурный дизайн;

  • Разработка интерактивной инсталляции, использующей технологии и искусство для передачи сообщения;

  • Написание музыки, вдохновленной математическими принципами.

STEM и STEAM в дошкольном образовании

Оба подхода, адаптированные под возраст, начинают внедряться и в дошкольное образование. В детских садах используют игровые методики с экспериментами, конструированием и исследованиями. Это помогает малышам изучать как окружающий мир, так и науку.

STEM-образование детей дошкольного возраста

STEM-образование в дошкольном возрасте не подразумевает углубленное изучение сложных формул и теорий. Здесь акцент делается на развитии базовых навыков и интереса к окружающему миру через игру. Например: 

Science (Наука)

  • Наблюдение за природой, эксперименты с водой, песком, землей;

  • Изучение свойств магнитов, создание вулкана из соды и уксуса, выращивание растений;

  • Обсуждение природных явлений: Почему идет дождь? Откуда берется ветер? Как растут деревья?

Technology (Технологии)

  • Использование лупы, микроскопа, фотоаппарата;

  • Постройка башен, домиков, машин из кубиков, Lego и других конструкторов;

  • Использование интерактивных игр и приложений: Обучающие игры на планшете или компьютере (с ограничением по времени).

Engineering (Инженерия)

  • Решение практических задач: Как построить самый высокий дом из кубиков? Как сделать кораблик, который не тонет?

  • Постройка мостов из палочек, создание катапульты из подручных материалов;

  • Игры с блоками, головоломки, конструирование по схемам.

Mathematics (Математика)

  • Изучение чисел и счета;

  • Знакомство с геометрическими фигурами;

  • Сравнение размеров и количества;

  • Решение простых математических задач в игровой форме.

STEAM-образование в дошкольном образовании

STEAM расширяет STEM, добавляя элементы искусства. Это помогает детям развивать воображение, нестандартное мышление.

Arts (Искусство)

  • Рисование, лепка, аппликация;

  • Музыка и танцы. Развитие чувства ритма, координации движений и эмоционального интеллекта;

  • Театрализованные представления;

  • Создание красивых вещей из подручных материалов.

Преимущества STEM и STEAM в дошкольном образовании

  • Развитие критического мышления и навыков решения проблем. Дети учатся анализировать информацию, делать выводы и находить решения;

  • Развитие воображения. Дошкольники учатся мыслить нестандартно и выражать свои мысли и чувства через творчество;

  • Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде. Дети учатся сотрудничать, общаться;

  • Формирование интереса к науке, технологиям, инженерии, искусству и математике. У воспитанников закрепляется ассоциация, что учеба может быть интересной и увлекательной;

  • Подготовка к школе и дальнейшей жизни. Дети приобретают навыки и знания, которые будут полезны им в дальнейшем обучении.

STEM и STEAM-образование – это эффективные подходы к обучению, которые помогают детям развивать критическое и творческое мышление и решать реальные задачи.

Online-kursy.top