Самоконтроль. Почему он так важен ребенку?

Самоконтроль. Почему он так важен ребенку?

Самоконтроль для ребенка является одним из ключевых навыков. Именно благодаря ему дети понимают и принимают ответственность за свои решения, действия или бездействие. Самоконтроль, который формируется в детском возрасте, будет помогать человеку на протяжении всей жизни справляться с трудностями, достигать целей и выстраивать отношения с окружающими.

Самоконтроль - это?

Понятие «самоконтроль» включает в себя:

  • умение планировать выполнение задач;

  • знание, как работать продуктивно;

  • понимание насколько поступки соотносятся с принятыми общественными нормами;

  • анализ собственных действий, итогов работы и психологического состояния;

  • признание ошибок и их исправление;

  • знание, когда нужно остановиться, чтобы не было негативных последствий;

  • самообразование, адекватная оценка своих действий и слабых моментов.

Поэтому самоконтроль - это сложное явление. Оно формируется в течении определенного времени и нуждается в системном и индивидуальном подходе.

У дошкольников самоконтроль начинает формироваться в период окончания детского сада. Часто и младшеклассники еще не научились эффективно контролировать учебу. Поэтому родителям и учителю важно помочь им в этом. Например, педагог может предложить проверить работы соседа по парте, а родители направлять в выполнении домашнего задания. Постепенно такая помощь будет уменьшаться, а ребенок научится регулировать деятельность самостоятельно.

Что поможет в развитии самоконтроля у ребенка?

За формирование навыков самоконтроля у ребенка несет ответственность не только педагог, но и родители.

Формирование этого полезного навыка происходит в несколько этапов:

  • Подготовка. Педагоги должны обладать определенными знаниями и умениями, чтобы помочь школьникам;

  • Организация. Учителю и родителям нужно организовать взаимодействие, которое поможет формированию навыка;

  • Позитивная мотивация. С ее помощью дети смогут быстрее обучиться самоконтролю.

Учителю важно понимать, формирование навыка - это не быстрый процесс. Необходимо пошагово, с помощью тренировок подводить ребенка к самостоятельному обучению.

Именно комплексный подход без спешки даст результаты.

Также важен баланс. Монотонные способы приведут к снижению ответственности и мотивации, а слишком большой выбор станет непродуктивным. Поэтому важно подбирать и менять методики самоконтроля, учитывая поведение и реакции детей.

Как помочь детям?

Выполнение задач, которые требуют самопроверки, помогут. Если ребенку нужен образец, он должен быть в постоянном доступе.

При совершении ребенком ошибки, не нужно ругать или наказывать. Ошибаться - это нормально и ребенок должен это понять. Вместе деструктивного поведения, помогите ребенку исправить ситуацию, объясните, в чем именно он был не прав.

Если в семье не один ребенок, можно дать им задание проверить выполненные домашние дела или задания из школы.

Заданная домашняя работа является важным аспектом. Сначала младшеклассники выполняют ее в школе или же под присмотром родителей. Но постепенно взрослым обязательно нужно снижать степень контроля, чтобы дети учились самостоятельно оценивать выполненную работу. Также они поймут, какие могут быть последствия, если, например, не выучить или не сделать заданное.

Самое главное, не пытаться все сделать за ребенка или постоянно находится рядом. Дайте ребенку возможность самостоятельно подготовить уроки. И помните, что детям гораздо проще воспринимать информацию в игровой форме. Развивающие игры с правилами послужат ребенку образцом, с которым он будет сравнивать свое поведение и оценивать его.


Online-kursy.top