Логопеду-дефектологу
16.12.2024

Ранние признаки речевых нарушений у детей: как распознать и что делать

Ранние признаки речевых нарушений у детей: как распознать и что делать

Речь играет огромную роль в жизни человека. Она позволяет нам общаться с другими, выражать чувства и эмоции и гармонично сосуществовать с другими. Для правильного формирования речи необходимо, чтобы была выстроена связь между мозгом, нервной системой, мышцами и органами речевого аппарата. 

Но иногда такая взаимосвязь нарушается. Это может быть из-за врожденных патологий или вследствие перенесенной травмы или болезни. Любые нарушения речи будут влиять на дальнейшую жизнь человека. Поэтому начинать работать над проблемами в речи нужно как можно раньше.

Сегодня разберем признаки речевых нарушений у детей, как с ними работать и к чему может привести совокупность признаков нарушений речевой деятельности.

Нарушения речи, признаки

Речь начинает свое формирования с самого рождения ребенка, но на нее могут повлиять несколько факторов:

  • Генетика. Нарушения речи могут быть переданы ребенку от родителей, например, неправильный прикус, особенности в расположении зубов или их неправильное количество, заикание и т.д;

  •  Врожденные патологии. К ним относятся те, что сформировались у ребенка внутри утробы. Они могут появиться из-за постоянного стресса у матери, приема лекарств, инфекционного заболевания, курения или употребления алкоголя. Также влияет несовместимость крови, гипоксия, недоношенность ребенка. На речь может повлиять и сформированная короткая уздечка;

  •  Перинатальные патологии. На их появление влияют осложнения во время родов, так как они влияют на развитие структуры головного мозга и функционирование. И, если в момент рождения что-то пошло не так, это может повлиять на нервно-психическое развитие ребенка и дальнейшее формирование речи.

  • Постнатальные патологии. Они могут сформироваться в первые месяцы жизни ребенка из-за отита, травм головы, повреждения неба;

  •  Социально-психологические и бытовые факторы. Неблагополучная семья, отсутствие времени на заботу и общение с ребенком, наличие рядом людей с дефектом речи - все это может повлиять на формирование проблем с речью.

Если никак не вмешиваться и не работать над устранением нарушения речи, это может привести к:

  • проблемам с психическим развитием;

  • медленному формированию познавательной деятельности;

  • расстройствам эмоционально-волевой сфер, ребенок может расти эмоционалmно нестабильным, замкнутым и нерешительным;

  • трудностям с чтением или письмом.

Признаки детей с нарушением речи

Проблемы с речью можно заметить не сразу, но есть несколько отличительных моментов, на которые следует обратить внимание:

  •  в возрасте 1,5 лет дети начинают произносить слова и некоторые фразы из двух слов, в 2-2,5 года фраза увеличивается до трех слов, в 3-4 года фраза содержит в себе от четырех слов;

  • с каждым годом словарный запас ребенка растет и в 4 года в него должно входить около 2000 слов.

Если вы не замечаете подобного у ребенка, лучше проконсультироваться с врачом. Помимо этого, к признакам задержки речи у детей относят:

  • ребенок не говорит простые слова и не складывает их в предложения;

  • в 3 года у него нет связной речи;

  • в 3-4 года ребенок не договаривает части слов;

  • в арсенале ребенка мало слов, что не дает ему возможность о чем-то попросить или что-то рассказать;

  • ребенок не пытается повторять звуки;

  • не понимает разницу интонации обращенной к нему речи;

  • быстро отвлекается;

  • в более старшем возрасте у него трудности с пересказом, с тем, что рассказать, что произошло за день, запомнить небольшой стих.

Формирование речи, конечно же, продолжится и после четырех лет, но в этот период уже начинают усваиваться грамматические нормы в языке. Поэтому если до четырех лет у ребенка появились нарушения, они будут только усугубляться.

Какие нарушения могут перерасти проблемы с речью?

Классификации речевых нарушений делятся на клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Первая изучает причины появления дефектов речи и как она развивается. Вторая же рассматривает проявления сформировавшихся нарушений, их симптомы и способы их устранения.

Клинико-педагогическая

Нарушения могут затронуть как письменную, так и устную речь. Если говорить об устной речи, то проблемы с ней могут быть как внешние, так и внутренние. 

Внешние нарушения связаны с неправильным голосообразованием, интонированием, проговариванием звуков. То есть человек понимает, что ему говорят, но дать четкий ответ не может.  К таким нарушениям относятся:

  •  Дислалия. В таком случае человек неправильно произносит звуки, слоги, недоговаривает, меняет слоги на другие. Речь человека с дислалией можно охарактеризовать как невнятную и лишенную четкости.

  • Дисфония. Проблемы с силой или тембром голоса. Людям с такими нарушениями свойственна гнусавость, хриплость, слабость голоса;

  •  Дизартрия. Сложности со звуками - неправильная артикуляция и произношение. Такие сложности обычно появляться вследствие поражения центральной нервной системы, расстройства иннервации артикуляционного аппарата;

  • Ринолалия. Связана с неправильным строением речевого аппарата, из-за чего ребенок произносит все звуки неправильно;

  • Брадилалия. Темп речи заторможен, гласные в словах растянут, а звуки произносятся нечетко;

  • Тахилалия. Наоборот, речь слишком быстрая, в ней присутствуют случайные паузы, пропускаются или повторяются слова. 

Внутренние нарушения имеют более серьезные последствия. Их причиной являются поражения коры головного мозга, из-за чего у человека появляются трудности с произношением слов и с пониманием смысла обращенной речи. К такому типу дефектов относят:

  • Алалию. Речь либо не развита, либо совсем отсутствует;

  • Афазию. Полная или частичная потеря сформированной речи.

Расстройства письменной речи могут выражаться в:

  • Дислексии. Ребенок неправильно понимает буквы, складывает их в слова и ему тяжело дается чтение;

  • Алексии. Она является последней формой дислексии. В таком случае человек совсем не может читать;

  • Дисграфии. Буквы либо пропускаются, либо меняются местами, в словах присутствуют пробелы;

  • Аграфии. Полное отсутствие владения письмом.

Психолого-педагогическая

Внутри данной классификации выделяют речевые патологии двух типов:

  • Нарушение средств общения. Сюда относят фонетико-фонематические недоразвития, общее недоразвитие речи;

  • Нарушения в использовании средств общения - заикание, вынужденное молчание.

Что делать, если вы заметили признаки несформированности речи у ребенка дошкольника?

Нарушения речи не пройдут сами по себе. Если не обращаться за помощью, они влияют на психическое, интеллектуальное развитие ребенка. Кроме этого, речевые нарушения скажутся на поведении и дальнейшей адаптации в социуме.

Специалист, к которому нужно будет обратиться, зависит от конкретной ситуации и степени нарушений. Например, могут потребоваться:

  •  Медикаменты. Ребенку могут быть необходимы средства, которые нормализуют кровообращение мозга, витамины, нейропептиды, ноотропы. Важно, чтобы препараты назначались исключительно врачом;

  •   Артикуляционная гимнастика. С ее помощью можно разработать мышцы губ, языка, нижней челюсти, сделав и подвижнее. Это необходимо для того, чтобы ребенку было проще произносить слова, улучшить произношения. Также важно уделять внимание развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика поможет активизировать импульсы, которые бегут к речевым центрам головного мозга. Вследствие этого работа полушарий синхронизируется, что может привести к уменьшению дефекта;

  • Физиотерапия. Массажи, лечебные ванны способствуют лучшему кровообращению, нормализации мышечного тонуса и снятию напряжения;

  • Психолог. Специалист поможет в стабилизации психологического состояния, социальной адаптации;

  • Логопед. Специалист проведет диагностику и проанализирует, как ребенок произносит звуки, какой у него словарный запас, как он выстраивает предложения, с какой интонацией. После чего логопед составит индивидуальный план лечения. 

  • Иногда может потребоваться консультация невролога.

Как правильно вести себя родителям?

Важный период в формировании устной речи - 3-6 лет. В этот период важно:

  • не сюсюкаться с ребенком;

  • говорить с ним четко, разборчиво;

  • использовать короткие и понятные предложения;

  • какие слова можно повторять в разных предложениях, чтобы ребенку было проще их запомнить;

  • использовать разную интонацию и темп.

Как родители могут дополнительно заниматься с ребенком дома?

Дети с нарушениями речи нуждаются в помощи. Для достижения больших результатов родители могут помимо посещения специалистов заниматься с ребенком дома. Только важно учесть несколько моментов:

  • Занятия должны проводиться в игровой форме, чтобы ребенок не уставал и не терял интерес;

  • Продолжительность должна быть небольшой, но регулярной (15-20 минут несколько раз в день);

  • Важно быть терпеливым. Хвалите ребенка за усилия, даже за малейшие успехи;

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Упражнения для развития речи

Артикуляционная гимнастика

  • Упражнения для губ. Вытягивание губ трубочкой, улыбка, надувание щек, поочередное вытягивание губ в трубочку и улыбку;

  • Упражнения для языка. Нужно высунуть язык, поднять язык к носу, к подбородку, вытянуть язык в сторону, пощелкать им;

  • Упражнения для щек. Надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую.

Дыхательные упражнения

  • Дуть на легкие предметы - на ватные шарики, перышки, свечки;

  • Мыльные пузыри. Они развивают контроль дыхания;

  • Игра "Флейта". Нужно дуть в бутылку с узким горлышком, имитируя звук флейты.

Развитие мелкой моторики

  • Лепка из пластилина;

  • Рисование карандашами, красками, фломастерами;

  • Сбор конструкторов развивает мелкую моторику и пространственное мышление.

Развитие фонематического слуха

  • Разные звуки. Включайте ребенку разные звуки и рассказывайте о них. Такое упражнение можно выполнять во время прогулки; 

  • Подбор слов. Подбирайте слова, начинающиеся или заканчивающиеся на определенный звук;

  • Звуковой анализ слов. Определяйте количество слогов в слове, выделяя первый и последний звук.

Расширение словарного запаса

  • Читайте сказки и книги с яркими иллюстрациями регулярно;

  • Рассматривайте картинки и обсуждайте то, что на них изображено;

  • Учите стихи и песни;

  • Разговаривайте на интересующие ребенка темы, задавайте вопросы.

Развитие связной речи

  • Пересказ. Пусть ребенок пересказывает прослушанные или прочитанные сказки;

  • Рассказ по картинкам. Составляйте короткие рассказов по серии картинок.

  • Описывайте предметы и игрушки.

Регулярные занятия дома в сочетании с помощью логопеда помогут вашему ребенку достичь значительных успехов в развитии речи.

Раннее выявление речевых нарушений у детей очень важно для успешной коррекции и дальнейшего развития речи. Не стоит игнорировать даже незначительные отклонения от возрастных норм речевого развития. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем эффективнее будет лечение и тем меньше риск возникновения серьезных последствий в будущем. 

Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, и при наличии сомнений, не откладывайте посещение специалиста. Даже если окажется, что вам лишь показалось, это лучше, чем упустить время.


Online-kursy.top