Коррекционная педагогика в работе с детьми
Для некоторых детей необходимо создать уникальную образовательную среду для успешного обучения и развития. И в этом им помогает коррекционная педагогика.
Работая в данной отрасли, специалисту необходимы знания по дефектологии, педагогике, детской психологии. Иногда коррекционного педагога называют еще дефектологом. В целом, такая замена допускается. Но важно понимать, “коррекционная педагогика” означает род деятельности, а “дефектолог” - специализацию и возможность работать с людьми ОВЗ.
То есть все коррекционные педагоги должны иметь дефектологическое образование, но не все дефектологи будут считаться педагогами.
Что такое коррекционная педагогика?
Коррекционная педагогика - это область педагогики, которая занимается обучением и воспитанием детей с особыми образовательными потребностями:
- Глухие и слабослышащие дети;
- Слепые и слабовидящие дети;
- Дети с дизартрией, дислалией, алалией, заиканием и другими речевыми нарушениями;
- Дети с умственной отсталостью различной степени;
- Дети с ДЦП, сколиозом и другими двигательными нарушениями;
- Дети с замедленным темпом развития познавательных процессов;
- Дети с аутизмом и другими нарушениями в сфере социального взаимодействия и коммуникации;
- Дети, имеющие сочетание нескольких нарушений.
Цели и принципы коррекционной педагогики
Важная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой - это создание таких условий, которые станут помощников детям с особыми потребности в учебе, приобретении социальных навыков и интеграции в общество. Достигается это путем:
- Своевременного выявления и диагностики нарушений развития;
- Создания индивидуальных образовательных программ, с учетом физического, эмоционального и когнитивного развития ребенка;
- Использования методов обучения, которые будут направлены на развитие речи, моторики и социальных навыков;
- Оказания психолого-педагогической поддержки детям и их семьям;
- Предоставления помощи в социальной адаптации.
В достижении поставленной цели помогают следующие принципы:
- Уважение к личности каждого ребенка;
- Учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей;
- Создание условий для обучения в соответствии с уровнем развития ребенка;
- Развитие имеющихся функций и компенсация нарушенных;
- Подготовка ребенка к жизни в обществе, формирование необходимых навыков для жизни в обществе;
- Участие педагогов, родителей и дополнительных специалистов в образовательном процессе ребенка.
Методы коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика использует широкий спектр методов и приемов, которые адаптируются к конкретным потребностям ребенка. Например, это могут быть:
- Дидактические игры - игры, направленные на развитие познавательных процессов;
- Сенсорная интеграция - упражнения, направленные на гармоничную работу сенсорных систем;
- Арт-терапия - использование искусства (рисования, лепки, музыки, танцев) для выражения эмоций и решения психологических проблем;
- Сказкотерапия - применение сказок для коррекции поведения;
- Игровая терапия - использование игр для решения эмоциональных и поведенческих проблем.
- Логопедическая работа - коррекция речевых нарушений;
- Адаптивная физическая культура - е упражнения, адаптированные к возможностям ребенка;
- Метод Монтессори - создание развивающей среды, в которой ребенок может самостоятельно исследовать и учиться;
- Метод сенсорной комнаты - использование специального оборудования для стимуляции сенсорных систем.
Кто работает в сфере коррекционной педагогики?
В данной отрасли могут работать специалисты разных направлений:
- Учителя-дефектологи. Занимаются обучением детей с нарушениями развития;
- Логопеды. Они корректируют нарушения речи;
- Психологи. Специалисты оказывают психологическую поддержку детям и их семьям;
- Социальные педагоги, которые занимаются социальной адаптацией детей;
- Специальные педагоги. Работают с детьми, например, с нарушениями зрения, слуха;
- Ассистенты учителей. Помогают учителям организовывать процесс обучения детям с особыми потребностями.