Логопеду-дефектологу
14.04.2025

Как помочь ребенку заговорить: советы логопеда

Как помочь ребенку заговорить: советы логопеда

Может сложиться ситуация, в которой ребенок совсем не говорит в 3-4 года, что является серьезной проблемой. И если не обратиться к специалисту, речь не формируется самостоятельно, ребенок это “не перерастет” и “не научиться от других детей в детском саду или школе”, как иногда склонны думать некоторые взрослые.

Итак, разберем, как помочь ребенку заговорить и как помогает логопед.

Почему ребенок не говорит?

Случаи, когда дети действительно самостоятельно начали хорошо говорить, но сделали это позже своих сверстников, действительно встречаются. Но не стоит полагаться на случай и лучше обратиться к специалисту, что убедиться, есть ли отклонения или нет.

На желание или возможность ребенка заговорить может влиять много:

Социальные факторы

  • Недостаток общения. Ребенку необходима стимулирующая языковая среда. Если он мало общается с взрослыми, ему редко читают, то его речевое развитие может замедлиться;

  • Доминирующий родитель. Если один из родителей очень активен и говорит за ребенка, у него может быть меньше желания разговаривать самостоятельно;

  • Двуязычная среда. Освоение двух языков одновременно может привести к временной задержке речи;

  • Чрезмерное использование гаджетов. Мультфильмы и игры на планшете не способствуют активному общению и развитию речи.

Проблемы со здоровьем

  • Нарушения слуха. Даже частичная потеря слуха может затруднить восприятие и воспроизведение речи. Это одна из самых важных причин, которую нужно исключить в первую очередь;

  • Проблемы с артикуляционным аппаратом. Короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, аномалии строения неба или языка могут затруднять произношение звуков;

  • Неврологические нарушения:

  - Задержка речевого развития (ЗРР). Темп развития речи отстает от возрастных норм.

  - Общее недоразвитие речи (ОНР). Нарушение затрагивает все аспекты речи - словарный запас, грамматику, произношение.

  - Расстройства аутистического спектра (РАС). Задержка речи или ее отсутствие один из признаков РАС.

  - Детский церебральный паралич (ДЦП. Может влиять на развитие речи из-за нарушений моторики артикуляционного аппарата.

  - Интеллектуальные нарушения. Задержка речи может быть связана с интеллектуальными особенностями.

  • Генетика. Например, синдром Дауна может вызывать задержку речи.

Психологические факторы

  • Травматический опыт. Сильный стресс или травма могут временно заблокировать речь.

  • Селективный мутизм. Ребенок говорит в определенных ситуациях, но молчит в других (например, в школе).

  • Тревожность. Повышенная тревожность может затруднять общение и выражение своих мыслей.

Что могут сделать родители самостоятельно?

Больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, играйте в игры, стимулирующие речь. Отмечайте и хвалите ребенка за каждое произнесенное слово или звук.

Минимизируйте использование гаджетов и добавьте игры на развитие мелкой моторики.

И самое важное, обратитесь к специалисту. Вам могут помочь консультации:

  • Педиатра. Он проведет общий осмотр и направит к другим специалистам;

  • Логопеда. Оценит уровень речевого развития и проведет диагностику нарушений речи;

  • Невролога. Специалист поможет исключить неврологические причины задержки речи;

  • Отоларинголога. Проверит слух;

  • Психолога или психотерапевта. Специалист даст оценку эмоциональному состоянию ребенка и выявит психологических причин отсутствия речи.

Как помочь ребенку заговорить: советы логопеда

Логопед - это специалист, который помогает детям преодолеть трудности с речью, будь то задержка, нарушение произношения или другие речевые проблемы. Он проводит диагностику, выявляя причины нарушений, и разрабатывает индивидуальную программу коррекции, включающую артикуляционную гимнастику и речевые игры. 

Специалист учит детей правильно произносить звуки, строить предложения и развивает словарный запас, используя игровые методы и наглядные пособия. Он также проводит консультации и для родителей, рассказывая как они дома самостоятельно могут заниматься с ребенком. Совместная работа специалиста и родителя дает наиболее положительный результат.

Собрали для вас несколько советом от логопеда, как можно самостоятельно заниматься дома с ребенком:

Быстрее и эффективнее дети воспринимают информацию во время игры, помните об этом занимаясь с ребенком.

Используйте карточки, читайте книги и описывайте действия, предметы, цвета, формы. Например: "Сейчас мишка едет на красной машине. Бип-бип!"

Говорите правильно и четко, ребенок усвоит это со временем.

Избегайте вопросов, требующих ответа "да" или "нет": Задавайте открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: "Ты будешь яблоко или грушу?".

Поощряйте звукоподражание: изображайте звуки животных, транспорта, природы, используйте книги со звуками, пойте песенки с простыми звуками.

Начинайте предложение сами, а ребенок предложите продолжить. Например: "Собака лает: гав-гав, а кошка мяу..."

Играйте в игры с карточками: Например, "Что пропало?", "Что изменилось?", "Найди пару".

Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Главное, чтобы они были регулярные, по 2-3 раза в день. Например:

  • "Лопаточка". Язык в широком положении высунуть, расслабить и удержать в таком положении 5-10 секунд;

  • "Часики". Рот открыть. Языком тянуться поочередно к правому и левому уголку рта;

  • "Кисточка". Рот открыть. Кончиком языка водить по нёбу от зубов вглубь и обратно.

Уделяйте время развитию мелкой моторики. лепите, рисуйте, играйте с крупой.

Поддерживайте ребенка, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что его любят и принимают. Хвалите за успехи и будьте терпеливы.

Данные рекомендации помогут всем, кто задается вопросом, как помочь ребенку заговорить в года, в 2 или 3 года.

Следуя этим советам и посещая логопеда, вы поможете ребенку развить речь и заговорить


Online-kursy.top