Педагогу
14.04.2025

Как помочь ребенку с дислексией учиться?

Как помочь ребенку с дислексией учиться?

Трудности с обучением, письмом и чтением могут иметь глубокие причины, далекие от отсутствия желания у ребенка учиться. Одно из вариантов причин подобного поведения - дислексия.

Дислексия - специфическое нарушение обучения, которое затрагивает способность читать, несмотря на нормальный интеллект и способность учиться. Это нейробиологическое состояние, требующее особого подхода.

Представьте, как сложно ребенку, когда буквы и слова "пляшут" перед глазами, когда он путает их местами, не может связать звуки с буквами, и чтение становится почти невыполнимым процессом. Так как же работать с детьми с дислексией?

На какие признаки обратить внимание?

Первый и самый важный шаг - это ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлена дислексия, тем быстрее можно начать оказывать ребенку необходимую помощь. Чтобы заметить особенности как можно раньше, обращайте внимание на:

  • Трудности с чтением и письмом, несмотря на усилия;

  • Путаница букв, особенно похожих по написанию (б-д, п-т) или звучанию (з-с, ш-ж);

  • Медленное чтение;

  • Трудности с пониманием прочитанного;

  • Ошибки в правописании;

  • Трудности с запоминанием последовательности букв в словах;

  • Избегание чтения и письма;

  • Зеркальное письмо.

Если подобные признаки наблюдаются у ребенка, лучше обратиться к специалисту – логопеду, нейропсихологу или дефектологу. Они проведут диагностику и определят, есть ли у ребенка дислексия и какие именно аспекты чтения и письма требуют коррекции.

Какие могут быть причины дислексии?

Точные причины дислексии до конца не изучены, но на данный момент есть несколько вариантов развития расстройства:

Генетические факторы

  • Дислексия часто передается по наследству. Если у одного из родителей или близких родственников она есть, вероятность ее проявления у ребенка значительно возрастает.

  • Идентифицированы несколько генов, которые связаны с дислексией. Эти гены влияют на развитие мозга и его способность обрабатывать информацию, связанную с чтением.

Нейробиологические факторы, причины могут быть в:

  •  Особенности строения и функционирования мозга. Исследования показывают, что у людей с дислексией наблюдаются различия в структуре и активности определенных областей мозга, ответственных за чтение и обработку языка.

  • Левой височной доле. Область мозга, ответственная за фонетическую обработку (связь звуков с буквами).

  • Левой теменной доле. Область мозга, ответственная за зрительно-пространственное восприятие и ориентацию в тексте.

  • Левой лобной доле. Область мозга, ответственная за артикуляцию и контроль речи.

  • Нарушении нейронных связей. У людей с дислексией могут быть нарушены связи между различными областями мозга, участвующими в процессе чтения.

Фонетические факторы

  • Неспособность четко определять, разделять и манипулировать отдельными звуками в словах. Это одна из самых распространенных причин дислексии;

  • Неумение связывать звуки с буквами и правильно произносить слова;

  • Трудности с распознаванием и различением звуков речи.

Зрительные факторы

  • Некоторые люди с дислексией испытывают трудности с зрительным восприятием, такие как:

   Чувство дискомфорта или напряжения при чтении

   Иллюзия, что буквы переворачиваются, двигаются или меняют форму

  • Неправильные или нерегулярные движения глаз при чтении.

Так могут влиять:

  • Осложнения во время беременности или родов (например, гипоксия плода);

  • Инфекционные заболевания, травмы головы в раннем детств.

Как учить детей с дислексией?

Обучение детей с дислексией требует особого подхода и терпения. Поэтому важно адаптировать процесс обучения так, чтобы детям было комфортно, а учеба была им по силам.

Задействуйте все чувства. Используйте зрение, слух, осязание и движение в процессе обучения. Поможет выделением цветом гласных, согласных, отдельных слогов или частей слова.

Также можно сопоставлять слова с картинками. Так детям будет проще запоминать их, создавая ассоциацию. Используйте песок для написания слов, чтобы ребенок мог почувствовать его форму.

При проблемах с чтением можно прибегать к аудиокнигам. Используйте песни и стихи для запоминания новых слов и понятий. 

Перед началом занятий, убедитесь, что ребенок хорошо знает алфавит и умеет сопоставлять буквы со звуками. Объясните, как разные буквы и их сочетания произносятся в разных словах. Делайте акцент на чтении по слогам и используйте карточки с буквами и звуками, которые помогут ребенку закрепить знания.

Регулярно повторяйте старые уроки, чтобы закрепить информацию.

Создайте комфортную и поддерживающую атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что его поддерживают.

Лучше всего использовать определенные шрифты, которые легче читать детям с дислексией, например, Arial, Comic Sans. При необходимости, увеличивайте напечатанные слова или междустрочный интервал, чтобы облегчить чтение.

Используйте цветной фон (например, кремовый или светло-желтый), чтобы снизить зрительное напряжение.

Обучение ребенка с дислексией требует индивидуального подхода. Однако, при поддержке и использовании эффективных стратегий, каждый ребенок с дислексией может научиться читать и писать, достигая успеха в учебе и в жизни.

Как научить читать ребенка с дислексией в домашних условиях?

Дополнительные занятия дома помогут закрепить эффект от занятий со специалистом. Но отказываться от помощи профессионала не стоит. 

Итак, занимаясь с ребенком можно использовать:

  • Игры на выделение звуков: "Какой первый звук в слове "кот"?";

  • Игры в рифмы: "Какие слова рифмуются со словом "кошка"?";

  • Игры на разделение слов на слоги: "Раздели слово "машина" на слоги";

  • Карточки с буквами. Показывайте карточки и называйте буквы;

  • Мультисенсорные методы (ощупывание букв, письмо в воздухе).

Практикуйте произношение звуков вместе с ребенком, не используйте сразу сложные слова, начните с простых, с одним или двумя слогами. 

Прочитайте слова и фразу вслух, для лучшего понимания ребенка. Используйте картинки, которые будут иллюстрировать это слово. Так у ребенка возникнет связь между ним и картинкой, и он его быстрее запомнит.

Составляйте простые предложения из знакомых слов: "Кот сидит на ковре". Задавайте вопросы по прочитанному, чтобы проверить понимание предложения. Выбирайте тексты, соответствующие возрасту и интересам ребенка и используйте разные виды (сказки, рассказы, стихи).

Также будет полезно выделять цветом определенные буквы, звуки или слоги, использовать легкочитаемые шрифты.

Не забывайте про регулярность. Лучше каждый день уделять занятиям 15-30 минут, чем заниматься дальше, но с большим перерывом.

Как можно провести занятие?

1. Разминка (5 минут). Повторите алфавит, поиграйте в игру на фонематическое понимание.

2. Чтение (10 минут). Прочитайте вслух карточку с простым словом (например, "нога"), разделите слово на слоги, попросите ребенка повторить.

3. Мультисенсорная активность (10 минут). Слепите слово "нога" из пластилина, напишите его пальцем на песке, найдите картинку с ногой.

4. Перерыв (5 минут): Сделайте небольшую зарядку или поиграйте в подвижную игру.

Помощь специалиста, регулярные домашние занятие, поддержка и время помогут ребенку приобрести необходимые для учебы навыки и умения.

Online-kursy.top