Как помочь ребенку с дислексией учиться?
Трудности с обучением, письмом и чтением могут иметь глубокие причины, далекие от отсутствия желания у ребенка учиться. Одно из вариантов причин подобного поведения - дислексия.
Дислексия - специфическое нарушение обучения, которое затрагивает способность читать, несмотря на нормальный интеллект и способность учиться. Это нейробиологическое состояние, требующее особого подхода.
Представьте, как сложно ребенку, когда буквы и слова "пляшут" перед глазами, когда он путает их местами, не может связать звуки с буквами, и чтение становится почти невыполнимым процессом. Так как же работать с детьми с дислексией?
На какие признаки обратить внимание?
Первый и самый важный шаг - это ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлена дислексия, тем быстрее можно начать оказывать ребенку необходимую помощь. Чтобы заметить особенности как можно раньше, обращайте внимание на:
-
Трудности с чтением и письмом, несмотря на усилия;
-
Путаница букв, особенно похожих по написанию (б-д, п-т) или звучанию (з-с, ш-ж);
-
Медленное чтение;
- Трудности с пониманием прочитанного;
-
Ошибки в правописании;
-
Трудности с запоминанием последовательности букв в словах;
-
Избегание чтения и письма;
-
Зеркальное письмо.
Если подобные признаки наблюдаются у ребенка, лучше обратиться к специалисту – логопеду, нейропсихологу или дефектологу. Они проведут диагностику и определят, есть ли у ребенка дислексия и какие именно аспекты чтения и письма требуют коррекции.
Какие могут быть причины дислексии?
Точные причины дислексии до конца не изучены, но на данный момент есть несколько вариантов развития расстройства:
Генетические факторы
-
Дислексия часто передается по наследству. Если у одного из родителей или близких родственников она есть, вероятность ее проявления у ребенка значительно возрастает.
-
Идентифицированы несколько генов, которые связаны с дислексией. Эти гены влияют на развитие мозга и его способность обрабатывать информацию, связанную с чтением.
Нейробиологические факторы, причины могут быть в:
- Особенности строения и функционирования мозга. Исследования показывают, что у людей с дислексией наблюдаются различия в структуре и активности определенных областей мозга, ответственных за чтение и обработку языка.
-
Левой височной доле. Область мозга, ответственная за фонетическую обработку (связь звуков с буквами).
-
Левой теменной доле. Область мозга, ответственная за зрительно-пространственное восприятие и ориентацию в тексте.
-
Левой лобной доле. Область мозга, ответственная за артикуляцию и контроль речи.
-
Нарушении нейронных связей. У людей с дислексией могут быть нарушены связи между различными областями мозга, участвующими в процессе чтения.
Фонетические факторы
-
Неспособность четко определять, разделять и манипулировать отдельными звуками в словах. Это одна из самых распространенных причин дислексии;
-
Неумение связывать звуки с буквами и правильно произносить слова;
-
Трудности с распознаванием и различением звуков речи.
Зрительные факторы
-
Некоторые люди с дислексией испытывают трудности с зрительным восприятием, такие как:
Чувство дискомфорта или напряжения при чтении
Иллюзия, что буквы переворачиваются, двигаются или меняют форму
-
Неправильные или нерегулярные движения глаз при чтении.
Так могут влиять:
-
Осложнения во время беременности или родов (например, гипоксия плода);
-
Инфекционные заболевания, травмы головы в раннем детств.
Как учить детей с дислексией?
Обучение детей с дислексией требует особого подхода и терпения. Поэтому важно адаптировать процесс обучения так, чтобы детям было комфортно, а учеба была им по силам.
Задействуйте все чувства. Используйте зрение, слух, осязание и движение в процессе обучения. Поможет выделением цветом гласных, согласных, отдельных слогов или частей слова.
Также можно сопоставлять слова с картинками. Так детям будет проще запоминать их, создавая ассоциацию. Используйте песок для написания слов, чтобы ребенок мог почувствовать его форму.
При проблемах с чтением можно прибегать к аудиокнигам. Используйте песни и стихи для запоминания новых слов и понятий.
Перед началом занятий, убедитесь, что ребенок хорошо знает алфавит и умеет сопоставлять буквы со звуками. Объясните, как разные буквы и их сочетания произносятся в разных словах. Делайте акцент на чтении по слогам и используйте карточки с буквами и звуками, которые помогут ребенку закрепить знания.
Регулярно повторяйте старые уроки, чтобы закрепить информацию.
Создайте комфортную и поддерживающую атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что его поддерживают.
Лучше всего использовать определенные шрифты, которые легче читать детям с дислексией, например, Arial, Comic Sans. При необходимости, увеличивайте напечатанные слова или междустрочный интервал, чтобы облегчить чтение.
Используйте цветной фон (например, кремовый или светло-желтый), чтобы снизить зрительное напряжение.
Обучение ребенка с дислексией требует индивидуального подхода. Однако, при поддержке и использовании эффективных стратегий, каждый ребенок с дислексией может научиться читать и писать, достигая успеха в учебе и в жизни.
Как научить читать ребенка с дислексией в домашних условиях?
Дополнительные занятия дома помогут закрепить эффект от занятий со специалистом. Но отказываться от помощи профессионала не стоит.
Итак, занимаясь с ребенком можно использовать:
-
Игры на выделение звуков: "Какой первый звук в слове "кот"?";
-
Игры в рифмы: "Какие слова рифмуются со словом "кошка"?";
-
Игры на разделение слов на слоги: "Раздели слово "машина" на слоги";
-
Карточки с буквами. Показывайте карточки и называйте буквы;
-
Мультисенсорные методы (ощупывание букв, письмо в воздухе).
Практикуйте произношение звуков вместе с ребенком, не используйте сразу сложные слова, начните с простых, с одним или двумя слогами.
Прочитайте слова и фразу вслух, для лучшего понимания ребенка. Используйте картинки, которые будут иллюстрировать это слово. Так у ребенка возникнет связь между ним и картинкой, и он его быстрее запомнит.
Составляйте простые предложения из знакомых слов: "Кот сидит на ковре". Задавайте вопросы по прочитанному, чтобы проверить понимание предложения. Выбирайте тексты, соответствующие возрасту и интересам ребенка и используйте разные виды (сказки, рассказы, стихи).
Также будет полезно выделять цветом определенные буквы, звуки или слоги, использовать легкочитаемые шрифты.
Не забывайте про регулярность. Лучше каждый день уделять занятиям 15-30 минут, чем заниматься дальше, но с большим перерывом.
Как можно провести занятие?
1. Разминка (5 минут). Повторите алфавит, поиграйте в игру на фонематическое понимание.
2. Чтение (10 минут). Прочитайте вслух карточку с простым словом (например, "нога"), разделите слово на слоги, попросите ребенка повторить.
3. Мультисенсорная активность (10 минут). Слепите слово "нога" из пластилина, напишите его пальцем на песке, найдите картинку с ногой.
4. Перерыв (5 минут): Сделайте небольшую зарядку или поиграйте в подвижную игру.
Помощь специалиста, регулярные домашние занятие, поддержка и время помогут ребенку приобрести необходимые для учебы навыки и умения.