Инклюзивное образование: в его суть и ценность?
Получение базовых знаний и образования, стать заметной частью общества должно быть доступным для всех. Инклюзивное образование дает возможность детям с инвалидностью не только обучаться, но и делать это в обычной школе, интегрируясь в общество.
Разберемся, каковы возможности инклюзивного образования.
Суть инклюзивного образования
Инклюзивное образование - это тот формат получения знаний, который объединяет детей, вне зависимости от их особенностей. Это не просто размещение детей с инвалидностью в обычных классах, а создание подходящих условий, где они получат столько же внимания и те же знания, что и другие.
Главные условия инклюзивного образование - адаптация образовательного процесса под ребенка и наличие специального оборудования.
Кому подойдет?
Данный формат подходит детей с:
-
Инвалидностью (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.);
-
Задержкой психического развития;
-
Расстройствами аутистического спектра;
-
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
-
Трудностями в обучении (дислексия, дисграфия и др.);
-
Одаренностью.
Принципы инклюзивного образования
Оно основывается на следующих ключевых принципах:
1. Ценность каждого ребенка. Все дети могут получить качественное образование.
2. Признание уникальности. У каждого ребенка есть сильные и слабые стороны, свои интересы, потребности и возможности.
3. Доступная образовательная среды. Подбор материалов для учебы, методов обучения, подходящих всем детям в классе.
4. Индивидуализация. Разработка образовательных программ, с учетом потребностей каждого школьника.
5. Совместное обучение. Все дети учатся вместе в обычных классах, участвуют в общих мероприятиях, работают сообща.
6. Активное участие родителей. Родители участвуют в образовательном процессе, принимая решения, касающиеся обучения их детей.
7. Совместная работа. Логопеды, дефектологи, психологи, и другие специалисты работают вместе, чтобы обеспечить комплексную поддержку ребенку.
8. Адаптация. Изменение методов обучения, учебных материалов и заданий, чтобы они соответствовали потребностям детей.
9. Создание поддерживающей атмосферы. Формирование в классе и в школе атмосферы принятия, уважения и поддержки, что ребенок чувствовал себя безопасно.
10. Обучение через практику и опыт. Активное вовлечение детей в учебу, использование практических заданий и проектов, которые позволяют применять полученные знания в реальной жизни.
В чем важность инклюзивного образования?
Принятие людей с их особенностями и интеграция их в социальную жизнь - важная задача, стоявшая перед обществом. Дети взаимодействуют с одноклассниками, отличающимися от них, учась уважения и развивая эмпатию.
Особенные дети, становясь частью коллектива, чувствую себя более уверенно. А в дальнейшем это поможет уменьшить их социальную изоляцию и увеличить самостоятельность, мотивацию к учебе.
Организация инклюзивного образования
Помимо соблюдения нормативно-правовой базы и достаточного финансирования, необходимо обратить внимание на:
1. Физическая доступность
-
Доступность зданий и помещений (пандусы, лифты, широкие дверные проемы, адаптированные туалеты);
-
Необходимые специальные технические средства (регулируемые парты, подставки для книг и др.).
2. Учебные материалы
-
Наличие адаптированных учебных материалов (учебники с крупным шрифтом, аудиокниги, рельефно-точечные пособия);
-
Использование альтернативных форматов представления информации (картинки, схемы, диаграммы).
3. Кадровое обеспечение
-
Наличие педагогов, которые знают, как работать с детьми с ООП;
-
Привлечение других специалистов для совместной работы с педагогами;
-
Наличие ассистентов учителя для детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.
4. Индивидуальный учебный план, состоящий из:
-
Целей и задач обучения;
- Адаптированных учебных программ;
- Методов и приемов обучения;
- Форм контроля и оценки знаний.
5. Адаптация учебных материалов
- Упрощение текстов;
-
Разделение больших заданий на маленькие;
-
Использование наглядных пособий;
-
Предоставление альтернативных способов выполнения заданий (устно, письменно, с использованием компьютера).
6. Адаптация методов оценки
-
Разные формы оценки (устные ответы, письменные работы, проекты, портфолио);
-
Предоставление дополнительного времени на выполнение заданий;
-
Оценка знаний, а не орфографических навыков (если у школьника дислексии).
Становясь частью группы, класса, дети с особенными потребностями развивают социальные навыки, учатся взаимодействовать с другими и становятся более уверенными.
У родители же детей, видя, как они интегрируются в общество, появляется уверенность в будущем своего ребенка, в его возможностях самостоятельно прожить хорошую, насыщенную жизнь.
Дети - будущее общества. Научив их быть внимательными, толерантными и принимающими, можно создать новый мир, где человека не будут притеснять из-за его особенностей.