Педагогу
14.04.2025

Инклюзивное образование: в его суть и ценность?

Инклюзивное образование: в его суть и ценность?

Получение базовых знаний и образования, стать заметной частью общества должно быть доступным для всех. Инклюзивное образование дает возможность детям с инвалидностью не только обучаться, но и делать это в обычной школе, интегрируясь в общество.

Разберемся, каковы возможности инклюзивного образования.

Суть инклюзивного образования

Инклюзивное образование - это тот формат получения знаний, который объединяет детей, вне зависимости от их особенностей. Это не просто размещение детей с инвалидностью в обычных классах, а создание подходящих условий, где они получат столько же внимания и те же знания, что и другие.

Главные условия инклюзивного образование - адаптация образовательного процесса под ребенка и наличие специального оборудования.

Кому подойдет?

Данный формат подходит детей с:

  • Инвалидностью (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.);

  • Задержкой психического развития;

  • Расстройствами аутистического спектра;

  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • Трудностями в обучении (дислексия, дисграфия и др.);

  • Одаренностью.

Принципы инклюзивного образования

Оно основывается на следующих ключевых принципах:

1. Ценность каждого ребенка. Все дети могут получить качественное образование.

2. Признание уникальности. У каждого ребенка есть сильные и слабые стороны, свои интересы, потребности и возможности.

3. Доступная образовательная среды. Подбор материалов для учебы, методов обучения, подходящих всем детям в классе.

4. Индивидуализация. Разработка образовательных программ, с учетом потребностей каждого школьника.

5. Совместное обучение. Все дети учатся вместе в обычных классах, участвуют в общих мероприятиях, работают сообща.

6. Активное участие родителей. Родители участвуют в образовательном процессе, принимая решения, касающиеся обучения их детей.

7. Совместная работа. Логопеды, дефектологи, психологи, и другие специалисты работают вместе, чтобы обеспечить комплексную поддержку ребенку.

8. Адаптация. Изменение методов обучения, учебных материалов и заданий, чтобы они соответствовали потребностям детей.

9. Создание поддерживающей атмосферы. Формирование в классе и в школе атмосферы принятия, уважения и поддержки, что ребенок чувствовал себя безопасно.

10. Обучение через практику и опыт. Активное вовлечение детей в учебу, использование практических заданий и проектов, которые позволяют применять полученные знания в реальной жизни.

В чем важность инклюзивного образования?

Принятие людей с их особенностями и интеграция их в социальную жизнь - важная задача, стоявшая перед обществом. Дети взаимодействуют с одноклассниками, отличающимися от них, учась уважения и развивая эмпатию.

Особенные дети, становясь частью коллектива, чувствую себя более уверенно. А в дальнейшем это поможет уменьшить их социальную изоляцию и увеличить самостоятельность, мотивацию к учебе.

Организация инклюзивного образования

Помимо соблюдения нормативно-правовой базы и достаточного финансирования, необходимо обратить внимание на:

1. Физическая доступность

  • Доступность зданий и помещений (пандусы, лифты, широкие дверные проемы, адаптированные туалеты);

  • Необходимые специальные технические средства (регулируемые парты, подставки для книг и др.).

2. Учебные материалы

  • Наличие адаптированных учебных материалов (учебники с крупным шрифтом, аудиокниги, рельефно-точечные пособия);

  • Использование альтернативных форматов представления информации (картинки, схемы, диаграммы).

3. Кадровое обеспечение

  • Наличие педагогов, которые знают, как работать с детьми с ООП;

  • Привлечение других специалистов для совместной работы с педагогами;

  • Наличие ассистентов учителя для детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.

4. Индивидуальный учебный план, состоящий из:

  • Целей и задач обучения;

  • Адаптированных учебных программ;

  • Методов и приемов обучения;

  • Форм контроля и оценки знаний.

5. Адаптация учебных материалов

  • Упрощение текстов;

  • Разделение больших заданий на маленькие;

  • Использование наглядных пособий;

  • Предоставление альтернативных способов выполнения заданий (устно, письменно, с использованием компьютера).

6. Адаптация методов оценки

  • Разные формы оценки (устные ответы, письменные работы, проекты, портфолио);

  • Предоставление дополнительного времени на выполнение заданий;

  • Оценка знаний, а не орфографических навыков (если у школьника дислексии).

Становясь частью группы, класса, дети с особенными потребностями развивают социальные навыки, учатся взаимодействовать с другими и становятся более уверенными.

У родители же детей, видя, как они интегрируются в общество, появляется уверенность в будущем своего ребенка, в его возможностях самостоятельно прожить хорошую, насыщенную жизнь.

Дети - будущее общества. Научив их быть внимательными, толерантными и принимающими, можно создать новый мир, где человека не будут притеснять из-за его особенностей.

Online-kursy.top