Игровая терапия: преимущества и методы
В помощи психолога довольно часто нуждаются не только взрослые, но и дети. Неблагополучные семьи, алкогольные, наркотические, игровые зависимости родителей, моральное и физическое насилие в семье, сложные отношения с другими людьми или детьми - это и много другое негативно сказывается на психике ребенка.
В более удачных случаях ребенок получает помощь специалиста. Но работая с травмированными детьми, психотерапевт понимает, что необходимо расположить к себе ребенка, дать ему ощущение стабильности и безопасности. И лучше всего с этим справляется игровая терапия, особенно с маленькими детьми.
Игра в целом является универсальным инструментом в работе с детьми. С ее помощью можно намного быстрее заинтересовать ребенка. Кроме того, игровая терапия для детей более понятна, чем беседы.
Играя, ребенок может воспроизвести ситуации, волнующие его, показать на игрушках, какие чувства испытывает на самом деле он и это будет происходить само по себе и даст очень много информации психологу или психотерапевту.
После выявления проблем, с которыми необходимо разобраться, игровая терапия в работе с детьми помогает скорректировать его поведение и отношение к различным ситуациям, приобрести правильные навыки и социализироваться.
Игровая терапия, суть которой помочь ребенку справиться с трудности, дает возможность не управлять им, а лишь направлять, изучать себя, давать оценку поступкам и решениям.
В каких случаях поможет игровая терапия?
Прежде всего следует учитывать возраст ребенка. Игровая терапия для детей дошкольного возраста - идеальный вариант для работы с трудностями, с которыми они сталкиваются. В этом периоде игровой процесс еще является часть повседневности ребенка, поэтому использовав игры, терапевт добьется максимальных результатов.
Примеры, когда игровая терапия будет эффективной:
- фобии, страхи;
- замкнутость;
- агрессия к животным, людям;
- непослушание или наоборот податливость;
- сложности во взаимоотношениях ребенка с родственниками;
- проблемы с речевым развитием;
- вредные привычки (грызет ногти, ручки);
- тревожность;
- проблемы с успеваемостью или чтением.
Направления игровой терапии и ее виды
Поведенческая игровая терапия включает в себя несколько инструментов для оказания помощи ребенку и разделяется на:
Песочную. К использованию песка прибегают специалисты с детьми, которым необходимо развить фантазию, мелкую моторику, речь, снять напряжение и выразить переживания. Такие встречи особенно эффективны при работе с детьми, у которых диагностирована задержка психического развития. Занятия с песком помогают снять напряжение, уменьшить тревожность и агрессию, побороть страхи.
Сказкотерапия. Работа с ребенком при помощи сказки - эффективный метод для внесения коррекции в поведение и сознание. В ходе занятий детям читают терапевтические сказки. Они отличаются от обычных тем, что в них рассказывается история о переживаниях, проблемах и трудностях, с которыми может столкнуться ребенок, а также содержится поучительный вывод и мораль. С помощью таких историй и их подаче дети понимают, сложности возможны, но они решаемы и это решение может выглядеть по-разному. В зависимости от возраста, сюжет может быть сложнее или проще для понимания.
Куклотерапия. Наблюдая за тем, как ребенок ведет себя с куклами, специалист может сделать вывод о том, как ребенок ощущает себя в семье и в социуме, так как обычно дети в игре воспроизводят то, что видели, например, дома. Играя вместе с ребенком в куклы, психолог может показать ему, что возможны другие развития событий. Это поможет ребенку самовыразиться, скорректировать отношения с родителями и родственниками и научит его саморегуляции.
Терапия отношений. Она направлена на то, чтобы научить детей понимать их чувства, эмоции, переживания, мысли. Игровая терапия помогает ребенку понять, что он любим и может любить в ответ.
Шахматная. В таких встречах сочетается в себе и соревнование и творчество. Помимо этого, дети учатся продумывать шаги наперед, выстраивая стратегии.
Также специалист может использовать рисование, танцы, конструкторы, ролевые сюжеты и все то, что заинтересует и сможет помочь ребенку.
Кроме этого, игровая терапия может быть индивидуальной и групповой.
Выбор определяется социальной потребности в общении у ребенка. Если она есть, наиболее эффективной может стать как раз групповая терапия. Если же ее нет, подойдет индивидуальная.
В качестве противопоказания к индивидуальной терапии выступает сверхглубокая степень умственной отсталости.
В случае групповой терапии, выделяют следующие противопоказания:
- проявления ревности;
- асоциальное поведение;
- ускоренное сексуальное развитие;
- агрессия.
Групповая терапия выделяется тем, что дети взаимодействуют на ней между собой. Так им проще приобрести новые знания и навыки не только о других, но и о себе. Общение и взаимодействие детей помогает скорректировать функциональные нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания.
Во время совместной игры дети учатся выстраивать межличностные отношения сразу на практике. Наблюдение за другими может сподвигнуть ребенка сделать что-то, чего он раньше боялся.
Состав группы, как правило, подбирается таким образом, чтобы в ней были дети с разными нарушениями. При взаимодействии друг с другом, они будут видеть и другие варианты реагирования, нежели те, к которым привыкли.
Также важно, чтобы каждый ребенок имел возможность самовыразиться. Поэтому в группе не должно быть больше 5-ти человек, а разница между ними не превышает одного года.
Но, даже если ребенок стремится к общению с другими, прежде чем начинать групповую игротерапию, ему необходимо пройти индивидуальную.
Правила проведения
Игровая терапия, обучение чему-либо ребенка должны быть ему понятна, а поэтому необходимо:
- Выстраивать занятия и подбираться темы, которые помогут справиться с трудностями и заинтересуют ребенка;
- Важно поддерживать инициативу, исходящую от детей;
- Нужно уметь слышать и слушать ребенка, его желания;
- Ни в коем случае не заставлять принимать участие в игре;
- Важно отслеживать за атмосферой между детьми и не давать кого-то в обиду.
Специалист выступает в роли координатора. Он направляет, следит за состоянием и настроением ребенка.
Функции игротерапии
Биологическая. Игра присутствует в жизни ребенка с раннего возраста. Она помогает координации движений рук, ног, тела и глаз. Именно с помощью игры ребенок учится использовать энергию и расслабляться.
Внутриличностная. В ходе игры ребенку проще осмыслять окружающую действительность, изучать, на что способно его тело и ум. Проигрывая пережитую неприятную ситуацию, в которой ребенок ничего не мог сделать, теперь он может пережить ее вновь в спокойной и безопасной обстановке, будучи «хозяином» ситуации.
Межличностная. Чаще всего эта функции направлена на сепарацию ребенка от родителей или других значимых взрослых. Обычно проблемы с ней возникают у детей с эмоциональным нарушениями.
Социокультурная. Игра дает ребенку возможность примерить на себя роли взрослых. Так дети усваивают идеи, ценности, манеру поведения, которые в социуме ассоциируются с выбранными ролями.
Эмоциональная. Переживая даже травмирующий опыт через игру, отношение ребенка к ситуации меняется, как и его эмоциональное состояние в целом. Если ребенок с помощью игротерапии сможет преодолеть какой-то свой страх, это также позитивно повлияет на его самооценку и уверенность в себе.
Коммуникативная. Детям не всегда легко вступить в контакт с другими детьми или взрослыми. Во время игры дети учатся выстраивать отношения, сотрудничать, объединяться.
Диагностическая. Во время игры детям проще расслабиться и довериться специалисту. К тому же в ней ребенок может самовыражаться и неосознанно демонстрировать то, что его беспокоит.
Релаксационная. Игра способствует снятию или уменьшению физического, интеллектуального напряжения.
Терапевтическая. Игра помогает работать с фобиями, стрессом, травмами, помогая ребенку скорректировать поведение и отношение к событиям.
Игровая терапия для детей с ОВЗ
Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с рядом трудностей:
- Нарушения коммуникации. Проблемы с речью, пониманием языка и невербальным общением.
- Эмоциональные проблемы. Тревожность, страхи, низкая самооценка, трудности с регуляцией эмоций.
- Социальные проблемы. Трудности в установлении контактов, взаимодействии со сверстниками и понимании социальных норм.
- Сенсорные нарушения. Сниженная или повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.
- Когнитивные особенности. Задержка в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия.
Игровая терапия же дает возможность помочь детям справится с трудностями:
- Создание безопасного пространства. Игра - это комфортная среда для ребенка, где он может выражать себя без страха.
- Развитие коммуникативных навыков. Игры позволяют практиковать навыки общения, выражать свои мысли, чувства и желания.
- Работа над эмоциональной регуляцией. Через игру дети учатся распознавать и управлять своими эмоциями и правильно их выражать.
- Развитие социальных навыков. Дети взаимодействуют со сверстниками, учатся делиться, сотрудничать, решать конфликты и понимать социальные правила.
- Когнитивное развитие. Игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.
- Работа с сенсорными проблемами. В ходе игры ребенок учится адаптироваться к сенсорным раздражителям.
Игровая терапия для детей с аутизмом
Ребенок с аутизмом взаимодействует с миром иначе. Игровая терапия может помочь им раскрыть свой потенциал.
Дети с аутизмом часто сталкиваются с трудностями в:
- Социальном взаимодействии. Проблемы с установлением контакта, пониманием социальных сигналов и взаимодействием со сверстниками;
- Коммуникации. Трудности с вербальным и невербальным общением, пониманием речи, выражением своих мыслей и чувств;
- Повторяющимся поведении. Стереотипные движения, фиксированные интересы и сопротивление изменениям;
- Сенсорных особенностях. Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам (свет, звук, прикосновения, запахи).
Игровая терапия позволяет:
Установить контакт. Создать доверительные отношения между терапевтом и ребенком, используя игру как общий язык.
Развивать коммуникативные навыки. Поощрять использование вербальной и невербальной коммуникации (жесты, мимика, изображения) через игру.
Улучшать социальное взаимодействие. Ребенок в ходе игры практикует социальные навыки.
Научить управлять эмоциями. Специалист помогает детям распознавать, выражать и регулировать свои эмоции.
Работать с сенсорными особенностями. Используются сенсорные игры для адаптации к различным раздражителям и уменьшения сенсорной перегрузки.
Поощрять гибкость мышления. Игра стимулирует выход за рамки повторяющихся действий и развивает воображение.
Самое важное подобрать подходящие игры, которые будут понятны и доступны каждому ребенку.
Техники игровой терапии
Техники и подходы игровой терапии направлены на помощь детям, чтобы научить их выражать чувства, эмоции и разрешить внутренние конфликты.
Недирективная игра
Суть недирективной игровой терапии для детей в том, чтобы дать ребенку свободное пространство для игры, без каких-либо ограничений и инструкций. Терапевт наблюдает за ребенком, его игрой, поведением и взаимодействием с игрушками.
Так ребенок самостоятельно выбирает во что он хочет поиграть, как будет выстраиваться игра.
Директивная игра
Терапевт предлагает конкретные игры или занятия, которые помогут проработать выявленную проблему.
Например, это может быть игра на развитие эмпатии или игры в которых ребенок должен выразить свои эмоции (нарисовать страх, слепить гнев).
Символическая игра
Ребенок использует игрушки не по их прямому назначению, а как символы, представляющие людей, ситуации или чувства.
Так ребенок демонстрирует свои чувства, выражает переживания, так как в силу возраста еще не может их объяснить.
Ролевые игры
Ребенок, разыгрывая ситуацию, выступая в качестве разных людей. Такие занятия учат его смотреть на события с разных точек зрения.
Игры с песком, арт-материалами, музыкой
Материалы можно подбирать под интерес ребенка. И их помощью он может выразить накопившиеся эмоции, проявить себя, развить креативность и координацию.
Игровая терапия - это эффективный способ работы с детьми с различными запросами. В ходе понятных для ребенка виде коммуникации специалист может оказать помощь и поддержку.