ЕГЭ – цена вопроса

ЕГЭ – цена вопроса

Старшее поколение с недоумением сравнивает свои школьные годы с учебой своих детей и внуков. Вроде бы всеобщее среднее образование, по-прежнему, остается бесплатным, а на деле выходит, что приходится платить репетиторам, чтобы они «подтянули чадо до нужного уровня», позволяющего преодолеть проходной балл желаемого ВУЗа и факультета. Вопрос: что не так стало с детьми, со школой, с учителями, с ЕГЭ или с системой общедоступного и бесплатного образования?


«ГДЕ ЗАРЫТА СОБАКА?»

Нельзя сказать, что в былые времена репетиторов не было вообще. Они были, но к их услугам прибегали не столь массово, как сейчас, потому что среднестатистический школьник самостоятельно осиливал школьную программу и успешно сдавал экзамены в школе. Репетиторство пользовалось спросом преимущественно в «элитных кругах», и больше – как социальный статус, подчеркивающий заботу родителей о подрастающем поколении.

Капиталистический рынок диктует свои правила: сегодня важно не какой ты человек и мастер своего дела, а документ, открывающий двери комфортабельных офисов в столичных небоскребах, где в белоснежных рубашках и галстуках рассказывают о себе в превосходной форме и учат, как заработать первый миллион. Поэтому многие современные дети мечтают стать частью «сливок общества», которые не в состоянии цитировать Пушкина, не помнят, в каком году и с кем воевал Наполеон, в чем отличие между второй мировой и Великой Отечественной войной и т.д.

Помноженный на развитие науки и технологий, а также на неизменное во все времена «пусть дети живут лучше нас», диплом стал олицетворением благополучия, успешной карьеры, принадлежности к определенной социальной группе и, самое главное, отмежевания от «неудачников», неспособных обеспечить нормальное будущее ни себе, ни своим детям.

Спрос на «волшебную таблетку», как быстрое решение любых проблем – человеческая слабость, и потому репетиторы без работы не останутся.

«КАРТИНА МАСЛОМ…», ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ?

Эксперты Maximum Education подсчитали, что сегодня около 40% родителей тратят 7 000 рублей в месяц на услуги репетиторов. Сопоставим некоторые цифры:
  • Минимальная зарплата в России (2021 г.) – 12 792 руб.;
  • Средняя зарплата по стране (в апреле 2021 г., по данным Росстата) – 56 614 рублей – от 30,102 тысяч в Ивановской области до 117,769 тысяч в Москве и 141,908 – в Чукотском Автономном Округе;
  • За этот же период зарплата для работников низкой квалификации составила 19 900 рублей, для высококвалифицированных кадров – 48 300, в ведущих отраслях промышленности – 48 300 рублей.
Как видим, позволить себе нанять репетитора или оплатить курсы для ребенка может далеко не каждая семья. Да и репетиторы, в основном, сосредоточены там, где для их деятельности существуют широкие возможности – в столицах и областных центрах, в местах сосредоточения федеральных и региональных ВУЗов, куда школьник из глубинки добраться не сможет.

ЕГЭ изначально был внедрен, как способ, уравнивающий шансы выпускников при поступлении. Но не сбылось: школьники из отдаленных деревушек (где и школа – одна на всю округу, а сельский учитель зачастую, и директор, и технический персонал, и математик, и историк) получили, пока, только доступ к интернету, позволяющий родителям сэкономить на репетиторах, а ученикам рассчитывать исключительно на собственные силы и самоорганизацию.

То есть, доступность высшего образования через систему ЕГЭ – иллюзия, которая привела к массовому стремлению набрать «проходной балл», а не знания.

Кстати, известно немало случаев, когда учитель математики не в состоянии без шпаргалки решить экзаменационную задачу. Это наводит на другие грустные размышления: не умеешь – работаешь в школе за зарплату, а если умеешь организовать учебный процесс и виртуозно «натаскать» в сжатые сроки любого ученика, то 2-3 семьи, с детьми школьного возраста и доходами выше среднестатистических, вполне обеспечат учителю-репетитору такой уровень жизни, что чиновникам от образования «наверху» впору позавидовать.

Хотя, есть и другой вариант: школьные учителя, в свободное от работы время, подрабатывают в качестве репетиторов и демонстрируют при этом «высший пилотаж» в профессии.

Здесь, наверно, стоит заметить, что учителя – тоже люди, которые хотят нормально зарабатывать и жить. Тем более, что возврат престижа профессии – дело небыстрое, а пока существует спрос на дополнительное образование знания и опыт легко конвертируются в рубли,.

С тех пор, как обязательное общее образование стало сферой услуг, несмотря на огромные средства, выделяемые государством на стратегию развития, ему (государству) и предъявить нечего учителям и репетиторам, кроме ухода от уплаты налогов (впрочем, механизм получения доходов от репетиторства тоже уже разработан и внедряется!).

КОГДА РЕПЕТИТОР НЕ ПО КАРМАНУ…

Научить за несколько месяцев всему, что «пролетало мимо ушей» в школе в течение 10 лет, сложно, даже для гения. Скорее, надежда на всемогущего репетитора – это ускоренный курс взросления, развития самостоятельности, ответственности за собственное будущее, дисциплины и других качеств, помогающих в учебе и в жизни

С другой стороны, мир никогда бы не узнал о Ломоносове, и не получил бы множество великих открытий, если бы не жажда к знаниям, присущая известным гениям. В те времена, кстати, тоже существовали репетиторы (их называли гувернерами), как и социальное расслоение в обществе.

Совершенно не обязательно, если трудно дается математика, становиться «дипломированным технарем». Существует целый ряд востребованных, «ремесленных» профессий, которые вполне могут обеспечить и достаток, и уважение в обществе, и удовольствие от сделанной работы, и даже возвысить ее до творчества. Любой портной может стать известным кутюрье, каменщик – зодчим и т.д.

Скорее всего, пора менять отношение к рабочим профессиям в обществе, а это – воспитательная задача школы, как и формирование интереса к знаниям, а не к оценкам. Десятки лет, каждому поколению первоклашек в семьях внушают, что нужно учиться «на отлично». Но для чего нужны отличные знания, и как ими можно воспользоваться в будущем, большинство детей не понимают – такая задача перед ними не ставится. Вот и выходит, что в выпускных классах приходится платить репетиторам за собственные промахи, ошибочные целеполагания, а порой и отсутствие времени или желания объяснить ребенку, для чего и для кого он учится.

Эксперты считают, что причина низкого качества знаний, в том числе – высокая загруженность современной школьной программы. Базовые знания цифрового поколения с каждым годом расширяются, и уже не помещаются в рамки среднего образования, где по каждому предмету нужно дать детям необходимый минимум. Но с другой стороны и дети меняются: сегодня они многозадачны, осваивают гаджеты с пеленок (намного раньше, чем азбуку и счет), легко воспринимают иностранные слова и термины, вызывая удивление у старшего поколения.

Тем не менее, школьные программы невозможно увеличивать до бесконечности. Единственный выход – дополнительный образовательный сервис с параллельной, ранней профориентацией ребят, направленной на выявление интереса и способностей к той или иной сфере, чтобы уже в старших классах давать расширенные знания по интересам. В дополнительных уроках сейчас нуждаются не только отстающие ученики, но и целеустремленные дети, знающие, чего хотят, еще за школьной партой.

Систему ЕГЭ сейчас не ругают только ленивые, но она – всего лишь формальность. Нужно расширять горизонты и менять не экзамен, а подход к обучению.