Диагностика ребенка при подготовке к школе: что это и зачем ее проводят?
Дошкольная диагностика помогает оценить развитие ребенка и при необходимости начать коррекционную работу. Такая проверка состоит из нескольких этапов и видов, о которых поговорим далее.
Диагностика ребенка перед школой
Работа воспитателей направлена на сохранение психологического состояния воспитанников. Стабильная психика необходимо для освоения программ в детских садах, а также она играет весомую роль в дальнейшей жизни ребенка.
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание условиям, в которых находятся дети. Им должно быть комфортно и безопасно, что позитивно повлияет на их развитие.
Для оценки психологического состояния ребенка и проводится психолого-педагогическая диагностика в дошкольных организациях. Выявленные вовремя нарушения позволяет начать своевременную работу для их устранения.
Задачи, которые стоят перед диагностикой:
-
выявить, есть ли у ребенка психологические особенности поведения или личности;
-
при наличии определить, насколько сильно они развиты;
-
определить особенности ребенка;
-
сравнить похожие особенности у разных детей.
Проведенная диагностика помогает разобраться как с несколькими проблемами сразу, так и с конкретными по очереди.
Виды
За проведение диагностики в дошкольном учреждении отвечают педагоги-психологи и реализуют ее несколькими способами:
- Групповая или скрининговая диагностика. Она направлена на определение детей с особенностями поведения. Также такой вид диагностики помогает оценить, находится ли ребенок в стабильном психологическом состоянии;
-
Углубленная. Проводится с детьми, у которых имеются особенности развития и которые нуждаются в помощи специалиста;
- Динамическая. С помощью этой диагностики специалисты оценивают степень развития ребенка и насколько ему подходит та программа, по которой он занимается;
-
Итоговая. После завершения коррекционно-развивающей работы проводят итоговую диагностику, что оценить улучшения ребенка.
Во время проведения диагностики специалисты:
-
оценивают особенности характера и поведения;
-
анализируют, как функционирует мышление, воображение, память и речь ребенка;
-
наблюдают за взаимоотношениями между детьми, между ребенком и воспитателем, родителями;
-
дают оценку общей психологической атмосфере в группе.
Дошкольная диагностика направлена не только на выявление проблем или сложностей у ребенка, но также и на определение, есть ли у ребёнка склонность или способность к какому-то занятия, одаренность.
Этапы
Дошкольная диагностика реализуется в несколько этапов:- Подготовка. Этот этап связан с различными документами. Собирается медицинская информация о ребенке из карт развития и разговора с медработников учреждения. Составляют социально-бытовую характеристику о ребенка из разговора с родителями. Также проводят педагогический анализ, основанный на анкетах и беседе с воспитателями, и собирают информацию о семье с помощью родителей.
-
Адаптация. Специалист знакомится с ребенком, наблюдая за ним и анализируя его работы и взаимодействие с другими детьми;
-
Тестирование. Используются тесты или иные методы для проведения диагностики;
-
Расшифровка. Специалист составляет заключение о психологическом состоянии ребенка;
-
Беседа. После составления заключения проводится беседа с родителями и воспитателями, где специалист дает рекомендации.
Чтобы диагностика была максимально эффективной и результативной, необходимо следовать некоторым правилам:
-
Она должна состоять минимум из 10-15 методик;
-
Методы, которые использует специалист, должны соответствовать возрасту детей;
- Нужно придерживаться правилам каждой методики;
-
Нельзя менять стимульный материал;
-
Запрещено заставлять ребенка;
-
Важно отмечать любые реакции детей;
-
Необходимо использовать разные методики по очереди;
-
Вывод можно сделать только на основании всех полученных сведений.
Примеры методик
Времена года
Такая методика подойдет для ребенка четырех лет. Покажите ему рисунок, который состоит из разных времен года. После чего попросите ребенка назвать времена года, которые он видит.
Время выполнения такого задания - 2 минуты. Ребенок должен не только назвать время года, но и объяснить по каким признакам он это определил.
Оценить результат можно по следующей шкале:
Баллы |
Что для них нужно сделать |
Интерпретация |
10 |
Ребенок правильно назвал времена года и назвал по два признака каждого из них(всего не менее 8 признаков). |
Очень высокий результат |
8-9 |
Ребенок определил верно все времена года, привел в общей сложности от 5 до 7 признаков |
Высокий результат |
6-7 |
Ребенок правильно назвал времена года, но назвал 3-4 признака |
Средний результат |
4-5 |
Ребенок определил только одно или два времени года, назвав по 1-2 признана |
Низкий результат |
0-3 |
Ребенок не определил времена года или не назвал ни один признак |
Очень низкий результат |
Фигуры
Предложите ребенку вырезать различные фигуры. Такая методика подойдет детям в 4-5 лет. Отдавайте ребенку по очереди несколько листов бумаги, на которой изображена какая-либо фигура.
Оценивается выполнение задания по времени и точности:
Баллы |
Что для них нужно сделать |
Интерпретация |
10 |
Ребенок справился за 3 и менее минут, вырезав фигуры по контуры или вышел за них не больше 1 мм |
Очень высокий результат |
8-9 |
Ребенок выполнил задание за 3-4 минут, отошел от контура на 1-2 мм |
Высокий результат |
7-6 |
Работа выполнена за 4-5 минут, от контура отклонился на 3-4 мм |
Средний результат |
4-5 |
Фигуры были готовы за 5-6 минут с выходом за контур в 3-4 мм |
Средний результат |
2-3 |
Ребенку потребовалось 6-7 минут и он вышел за контур на 4-5 мм |
Низкий результат |
0-1 |
Ребенок не выполнил задание в течение 7 минут или вышел за контуры больше, чем на 5 мм |
Очень низкий результат |
Лесенка
Такую методику можно использовать с детьми от 3-х лет. Она поможет определить их самооценку.
На бумаге нарисуйте лесенку, состоящую из 10 ступенек. Далее объясните ребенку, что на нижней ступени находятся плохие дети, но чем выше ступенька, тем они лучше. И попросите ребенка нарисовать себя на любой ступени, где, как ему кажется, он должен находится.
Если ребенок разместит себя внизу, на 1-3 степени, значит у него низкая самооценка.
Если же он поставит себя на 4-7 ступень, его самооценка средняя.
Если ребенок выберет 8-10, можно сделать вывод о завышенной самооценке. Однако для такого вывода лучше выполнить данное задание несколько раз.
Дошкольная диагностика играет важную роль и позволяют лучше понять ребенка и помочь ему либо в решении затруднений, либо в развитии способностей.