Содержание межрегионального семинара на тему «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

11.07 2019 года в АНО ДПО «Институт современного образования» состоялся очередной межрегиональный семинар на тему «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Тема семинара – практикума была выбрана неслучайно, так как в последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Одним из основных направлений реализации

Национальной стратегии действий в интересах детей является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Среди мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяют:

- активизацию работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;
- разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и их семей;
- создание системы творческой абилитации, вовлечение детей инвалидов в занятия физкультурой и спортом.
Специалист по комплексной реабилитации ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Покручина С.М. поделилась собственным опытом о реализации основных принципов инклюзивного образования детей, с ОВЗ которые базируются на содержательных и организационных подходах, способах, формах:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию знаний и жизненных компетенций;
- социальная абилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- компетентность педагога в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и абилитации;
- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения;
- адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
- адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
- адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Учителя МБОУ гимназии городского округа город Урюпинск Волгоградской области Котова Е.И. и Думанова Н.Б. подняли один из немаловажных вопросов организация пространства в инклюзивном классе.
По словам учителей, вопросу физической организации пространства в инклюзивном классе следует уделить особое внимание. Среда класса должна быть доступна для всех детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем классом. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого доступа для всех детей является обязанностью образовательного учреждения, хотя это может также потребовать некоторой перепланировки школьного пространства, и это надо обязательно обсуждать с ответственными лицами школы. Подобное переустройство физической среды школы не следует рассматривать как некую «роскошь», к этому надо относиться, как к необходимому минимуму, если школа, действительно, хочет соответствовать потребностям всех своих учащихся.
Многие вновь построенные школьные здания сейчас уже обеспечивают доступность физической среды для всех своих учеников. Доступность пространства класса для детей с инвалидностью – это не только установка пандусов в тех зонах, где есть лестничные пролёты. Пандусы очень важны для детей, передвигающихся в колясках. В многоэтажном здании школы может возникнуть необходимость в установке специального лифта. Это может занять какое-то время, и в этот период расписание занятий следует построить так, чтобы уроки в тех классах, где есть дети, передвигающиеся на колясках, проводились на первом этаже.
Установка специальных приспособлений, тем не менее, не ограничивается одними только пандусами. Класс, в котором учится ребёнок с нарушением движения, должен быть достаточно просторным, таким, чтобы ребёнок мог свободно передвигаться по нему. Многие классы сейчас буквально загромождены стульями, партами, учебными материалами, что может представлять определённую трудность для детей с нарушениями движения. Такое загромождённое пространство негативно воздействует и на детей с нарушениями зрения. Парты в классе могут быть расставлены так, что становятся препятствием для ребёнка на коляске, и мешают ему передвигаться по всему классу так свободно, как ему хочется.
В инклюзивных классах может потребоваться изменение высоты парт: необходимо парты несколько приподнять.
Для детей с нарушением зрения очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. И хотя у каждого такого ребёнка могут быть специфические требования, общим будет являться то, что эти дети должны сидеть в самой светлой части класса, и в которой они лучше всего могут видеть наглядные пособия и учебные материалы.
Дети с нарушениями слуха должны сидеть там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом читать с губ учителя и видеть ответы других учеников
класса.
Изменения пространства, необходимые для детей с инвалидностью должны начинаться в классе, но не заканчиваться там.
Подводя итоги семинара все присутствующие высказали мнение, что данная тема актуальна. Материалы выступающих позволят систематизировать свой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!