Педагогу инклюзивного образования

Сценарий профориентационного занятия для детей с ОВЗ «Мои профессиональные горизонты»

Сценарий профориентационного занятия для детей с ОВЗ «Мои профессиональные горизонты»

Александр Сорокин, тьютор, педагог-психолог, педагог дополнительного образования ГКОУ Школы «Технологии обучения» города Москвы

Светлана Ховренкова, педагог-психолог, ГКОУ Школы «Технологии обучения» города Москвы

В статье – сценарий урока, чтобы рассказать детям с ОВЗ о выборе профессии. Занятие сформирует у учащихся представление о современном рынке труда.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Для кого: детей с ОВЗ 12–17 лет.

Зачем:
– рассказать учащимся с ОВЗ о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов, достижениях в различных профессиональных областях;
– сформировать представления о современных универсальных компетенциях, которые есть у специалистов из различных отраслей;
– повысить познавательный интерес.

Как: создайте в классе доверительную атмосферу сотрудничества и коммуникации. Привлеките к участию в уроке по возможности всех учащихся. Подготовьте раздаточные материалы, листочки и ручки для каждого обучающегося. Проверьте, чтобы в классе были магнитная и меловая доски.

Время проведения: 45–60 минут.

Этап 1. Приветствие

Упражнение «Факты: правда или вымысел»

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Перед каждым из вас встает вопрос: куда пойти учиться, какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась? Безусловно, это решение непростое. Я предлагаю посмотреть на это с другой стороны. У вас есть возможность выбрать то, что нравится, и то, что будет интересно, из огромного количества профессий, возникших на современном рынке труда. Именно об этом и будет сегодняшний урок.

Педагог-психолог:

Ребята, давайте устроим интеллектуальную разминку. Я называю факт, а вы говорите – правда это или вымысел. Если вы считаете, что факт – правда, то вам нужно поднять большой палец руки вверх. Если вы считаете, что факт – вымысел, то вам нужно поднять большой палец руки вниз. Правила понятны? Тогда начнем.

Прочтите ученикам факты. Их задача – отгадать, какие из них верны. Вы можете самостоятельно выбирать количество фактов, которые предложите ребятам на обсуждение. Учитывайте возраст и групповую динамику в классе. Смотрите памятку с примерами фактов.

https://e.profkiosk.ru/media/fbb9cf0c-518a-4a08-8123-336464d44a48/

Этап 2. Основная часть

Упражнение «Будущее или реальность»

Педагог-психолог:

Молодцы! А теперь я предлагаю подумать, какие вообще существуют отрасли в нашей стране.

Запишите на доске ответы детей, их варианты. Например, ученик называет: «Преподаватель». Сформулируйте название отрасли – «Наука и образование» и запишите ее на доске. Спросите «Как вы думаете, какие еще есть профессии в этой отрасли?». Подсказывайте, помогайте вспомнить как можно больше профессий. Хорошо, если получится сформулировать 3–4 отрасли.

Педагог-психолог:

Мы узнали много интересного о разных профессиях. Но технический прогресс не стоит на месте. Вы будете удивлены, сколько нового появляется прямо сейчас. Предлагаю сыграть еще в одну игру. Я буду называть вам факты из уже знакомых нам отраслей, а вы попытаетесь угадать, существует ли это уже сейчас или это пока будущее.

Учитель называет факт, а затем озвучивает правильный ответ и комментарий. Смотрите памятку с примерами фактов.

https://e.profkiosk.ru/media/9bd5b104-617c-4413-8158-f997ad95a22c/

Педагог-психолог:

Мы проделали большую работу. Разобрались с отраслями и профессиями, которые относятся к ним. Но чтобы стать настоящим профессионалом в своем деле, одного желания мало. Надо обладать определенными навыками. Иметь набор качеств, которые помогут в профессии. Как вы думаете, сможет ли застенчивый человек стать, например, актером или сможет ли он выступать перед большой аудиторией?

Учащиеся рассуждают, отвечают.

Педагог-психолог:

А человек активный, который привык к постоянной смене впечатлений, сможет выполнять однообразную, рутинную работу?

Учащиеся рассуждают, отвечают

Педагог-психолог:

Помимо качеств, которые нужны только в какой- либо одной профессии, есть качества, которые полезны всем независимо от отрасли и профессии, которую они выбрали. Какие качества, по вашему мнению, необходимы, чтобы в будущем стать успешными и наиболее полно реализовать себя?

Выслушайте ответы учащихся и запишите на доске качества, которые нужны каждому человеку для успешной карьеры.

Педагог-психолог:

На самом деле специалисты уже исследовали, какие качества-компетенции всегда остаются важными и востребованными. Сейчас мы познакомимся с этими качествами.

Раздайте учащимся карточки с названиями качеств: ответственность, системное мышление, коммуникация, кооперация, гибкость, креативность. Затем расскажите краткое содержание качеств и попросите тех, у кого карточка с этим качеством, поднять руку.

Педагог-психолог:

Все мы разные, и в каждом из нас есть те или иные качества. Но чем большим числом качеств вы обладаете, тем легче будет выстроить свою карьеру. И запомните, любое качество в себе можно развить.

Этап 3. Прощание

Рефлексия

Педагог-психолог:

Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового. Познакомились с интересными фактами, узнали про отрасли экономики и про важные качества, которые необходимы специалистам. Какая отрасль вам показалась наиболее интересной и привлекательной? О какой из них вы хотели узнать более подробно? Обращу ваше внимание, что у каждого будет свой ответ, потому что у нас у всех разные интересы, склонности и увлечения.

Выслушайте ответы учащихся и попросите их описать любимую отрасль на бумаге.

Педагог-психолог:

Ребята, я говорю вам спасибо за внимание, за ваш интерес, за вашу активность! Наш урок подошел к концу, мы с вами хорошо поработали! До новых встреч!

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru

Online-kursy.top