Наставник в школе - это кто?
Начиная профессиональный путь, молодому учителю может быть трудно сразу влиться в коллектив и разобраться в нюансах работы. Для того чтобы это период проходил проще и существует наставничество.
Наставник для начинающего учителя - это более опытный педагог, который помогает с вовлечением в учебный процесс и жизнь школы, делится своим опытом и помогает в приобретении навыков в работе с детьми.
В частности, в функции педагога-наставника входят:
- помощь и координация в реализации учебного плана;
- анализ действий молодого учителя и рекомендации для улучшения работы;
- помощь в подборе информации или других учебных инструментов для объяснения темы;
- помощь в адаптации.
Обязанности
Наставничество добавляет учителям обязанностей и работы. Но также такая деятельность является весомым поводом для увеличения заработной платы.
Согласно новому порядку аттестации, в обязанности педагога-наставника входят:
- руководство практикой студентов педагогических учреждений;
- наставничество начинающих сотрудников;
- сопровождение педагога на конкурсе педагогических достижений;
- составление и использование авторских методик.
Стать педагогом-наставником может учитель, имеющий высшую категорию, на добровольной основе для повышения своего статуса. Для этого необходимо подать заявление и пройти аттестацию.
В заявлении нужно указать уровень образования и достижения, которые удалось достичь в методической практике или наставничестве, и указать желаемую категорию. Еще будет необходимо ходатайство от работодателя.
Обычно заявление рассматривается около месяца. Успешно пройти аттестацию помогут собранные свидетельства вашей помощи коллегам в конкурсах профессионального мастерства. Самое важное - необходимо показать и доказать, что вы активно участвовали в подготовке, имеете знания и навыки для оказания помощи молодым преподавателям.
Если комиссия принимает положительное решение, педагогу присваивается соответствующая категория. Она закрепляется за сотрудником даже в случае увольнения.
Если же приходит отказ, учитель может подать заявку еще раз через год.
Как организовать наставничество?
К только что пришедшему молодому педагогу прикрепляется опытный коллега. Вместе они составляют дальнейший план действия. Для достижения всех поставленных целей и задач лучше всего составить список результатов, к которым в итоге нужно прийти.
Наставник анализирует работу своего подопечного, подсказывает и направляет, помогает решить возникшие вопросы и дает рекомендации. Кроме этого педагог-наставник помогает в составлении учебных планов, подборе методических материалов и планировании уроков. По итогу работу составляют отчеты, которые помогают оценить эффективность сотрудничества.
Действительно ли наставник необходим?
Совместная работа с более опытным коллегой поможет начинающему учителю почувствовать себя более уверенным, приобрести навыки и знания для организации урока и внеурочной деятельности.