Какие вопросы о диагностике по ФОП осветить на консультации с воспитателями и методистом

Какие вопросы о диагностике по ФОП осветить на консультации с воспитателями и методистом

Вероника Якель, педагог-психолог высшей квалификационной категории

В статье – ответы на вопросы об изменениях в порядке педагогической и психологической диагностики из-за федеральной программы. В формате вопросов и ответов предлагаем информацию для встречи с воспитателями и методистом перед входной диагностикой. Рассказали, какие параметры и документы для диагностики регламентирует ФОП, зачем и как проводить диагностику и фиксировать результаты. Также в статье – чек-листы, чтобы оформить представление по итогам диагностики.

Почему психолог участвует и в педагогической, и в психологической диагностике?

Цель психологической диагностики – выявить трудности, которые мешают воспитаннику развиваться и усваивать программу. Задачи педагогической диагностики: выявить динамику развития ребенка, составить для него индивидуальный образовательный маршрут и скорректировать образовательную деятельность и РППС.
Педагог-психолог организует и проводит психологическую диагностику и участвует как специалист-педагог детского сада в педагогической диагностике ребенка. Например, педагог-психолог вместе со специалистами ППк утверждает индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Какие методы педагогической диагностики рекомендует ФОП?

Чтобы заполнить педагогическое представление, уточнить или изменить образовательный маршрут ребенка, федеральная программа рекомендует метод наблюдения, свободные беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации, тестирование и проективные методики.

Какие ориентиры для наблюдения дает программа?

Возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства.

Что делать, если ребенок не полностью соответствует возрастным характеристикам по программе? У него задержка в развитии или одаренность?

Возрастные ориентиры в ФОП ДО – условные. Каждый ребенок может достичь планируемых результатов на разных этапах дошкольного детства. Требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений нельзя.
Поэтому планируемые результаты – это характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах.
Помните о неустойчивости, гетерохронности и индивидуальных темпах психического развития детей в дошкольном детстве. Ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Если ребенок не соответствует возрастным характеристикам, не утверждайте, что ребенку трудно осваивать программу и не включайте его в целевую группу детей с ООП или группы риска.

Как проводить педагогическую диагностику?

Наблюдайте за поведением ребенка в деятельности. Отмечайте особенности личных качеств ребенка, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксируйте реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях.

На что обращать внимание во время наблюдения по рекомендациям федеральной программы?

Проанализируйте частоту проявления каждого показателя: периодичность и степень устойчивости показателя. Определите степень самостоятельности ребенка, то есть зоны его ближайшего и актуального развития. Проанализируйте инициативность в деятельности: признаки субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.

Когда проводить педагогическую диагностику?

Оптимальная периодичность по ФОП – два раза в год. Первая – стартовая, после адаптационного периода. Вторая – заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой.

Нужно ли предупреждать о диагностике родителей?

Обязательно. Согласие и условия обследования оформляются исключительно в письменном виде и хранятся у педагога-психолога в пакете документации на каждого ребенка.
Отказ от диагностики родители оформляют письменно. Заявление об отказе от психолого-педагогического сопровождения пишут на имя руководителя организации. Заявление сохраняют в личном деле ребенка. Дубликат – в карте развития ребенка, и в пакете документации психолога.

Как фиксировать результаты педагогической диагностики?

ФОП не регламентирует строго форму и способ фиксации результатов педагогической диагностики. Федеральная программа рекомендует составить карту развития ребенка по показателям возрастного развития, где критерии оценки – частота проявления каждого показателя.

Как использовать результаты педагогической диагностики?

Индивидуализировать образование – обеспечить поддержку ребенку, построить его образовательную траекторию или корректировать особенности его развития и оптимизировать работу с группой детей.

Какие документы нужно заполнить психологу после диагностики?

Педагог-психолог в ходе диагностики заполняет протокол обследования и представление по результатам психолого-педагогического обследования. По результатам диагностики по рекомендациям ФОП специалисты ППк составляют индивидуальный образовательный маршрут и карту развития ребенка.

Как заполнить протокол обследования? Протокол заполняют после или во время диагностики?

При высоких навыках диагностики специалист заполняет протокол в процессе работы. Когда работаете с детьми старших и подготовительных групп, можно рассказать ребенку о том, что это за бумага, зачем нужна диагностика, ее результаты. Хорошие результаты и доверие взрослого помогут создать ситуацию успеха и снять возможное напряжение у воспитанника. Рекомендую использовать прием во время индивидуальной работы с ребенком.
Бланк протокола готовят заранее. Важно сделать его максимально информативным и эргономичным в использовании, знать шкальные оценки исследуемых качеств, уметь быстро вынести оценку и составить заключение. Важно описывать особенности поведения при выполнении заданий.
Например: ребенок встает, ходит по кабинету, попытки своеволия, выхватывает карточки, не дослушав инструкцию, попытки изорвать пособие, жалобы на усталость, неусидчивость и т. п. Бланк протокола является документом закрытого типа. Хранится только у психолога, желательно в сейфе.

Как составить представление по результатам психолого-педагогического обследования?

Представление – это документ, в котором содержится описание результатов обследования. При обследовании когнитивной сферы обычно указывают следующие параметры. Если основной упор в диагностике делается на эмоционально-волевой сфере, оценивайте другие показатели.

Дополнительный материал

Инструкция

Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать материал

https://e.profkiosk.ru/media/a527bc0a-d2d8-474e-82f7-f6839a4dd399/

Как оформить представление?

Оглавление бланка представления включает официальное наименование детского сада. На представлении указывают дату. Подписывает документ педагог-психолог.
Представление заверяет руководитель детского сада подписью и печатью организации. На представлении ставят подписи об ознакомлении родители или законные представители ребенка.
После ознакомления родителей один экземпляр передается в ППк и хранится в карте развития ребенка; по необходимости – в ТПМПК. На основании представлений всех специалистов ППк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.
Данные представления педагог-психолог вносит во все документы ППк по запросу председателя ППк. Родители также могут получить экземпляр представления, например, для врача-невролога, или детского психиатра.
Все параметры в представлении описывают только по протоколу обследования, уровни развития должны соответствовать результатам диагностики. Если какой-то параметр не обследуют, то его или совсем убирают из представления, или указывают напротив нужной графы: «не обследовано».

Что такое субъектность

Субъектность – свойство индивида быть субъектом активности, быть независимым от других; проявляется в деятельности, познании и общении. Характеризуется наличием у человека таких качеств, как: активность, осознанность, ответственность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru

Online-kursy.top